Научный журнал «Вопросы национальных и федеративных отношений». № 3 (34), 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ

  • Сардарян Г.Т. Ультрамонтанская партия и понтификат Пия IX в призме унификационных процессов в Европе во второй половине XIX века
  • Шахов Ш.К. Роль народов Северного Кавказа в событиях между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года
  • Кондрахина А.С. Экология и ее изучение в истории философии и науки

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

  • Лебедева М.Л. Политико-правовая природа оптимизации российского федерализма
  • Соколов Д.В. Реализация политики информационной безопасности в сфере законотворчества
  • Бортников С.П. Налоговая ответственность и ответственность за нарушение бюджетного законодательства России

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА И ЭТНОПОЛИТИКА

  • Медведев Н.П. Этнополитическая регионалистика России
  • Гаджиев К.С. К вопросу о цивилизационной идентичности Кавказа
  • Карсанова Е.С. Этнический фактор в формировании и развитии российской государственности
  • Нигматуллина Т.А. Политизация этничности в условиях регионального федерализма
  • Экзеков М.Х. К вопросу об этно-культурном факторе в политической жизни Северного Кавказа
  • Гаджиев М.М. Взаимодействие партнерской, патронажной и конфликтной моделей межнациональных отношений на примере Республики Дагестан
  • Эмиров Р.М. Некоторые аспекты черкесского вопроса в политической жизни Северного Кавказа
  • Борбодоев Ж.М. Соотношение национальной и этнической идентичности
  • Сулейманов А.Р. Федеральный регион как политический актор в системе реализации государственной национальной политики
  • Маклашова Е.Г. Современные отечественные подходы к интерпретации нации и национальной политики: к вопросу о корректировке
  • Саруханян Д.М. Особенности этнического противостояния в условиях мегаполиса

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Нимаева Б.Б. Стереотипы взаимоотношений России и Монголии как фактор эффективной внешнеполитической деятельности
  • Манойлович Н. Особенности отношений Республики Сербия и Российской Федерации на современном этапе
  • Мурзагалеев Б.Р. Модели диаспорального оформления постсоветского пространства: политологическое измерение
  • Абдуллаева А.Б. Официальная политика Азербайджана в отношении этнических меньшинств: международные договоры (статья на английском языке)

Наши авторы № 3-2016

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОРИЯ

Г.Т. САРДАРЯН кандидат политических наук, заместитель директора Международного института управления МГИМО МИД России, преподаватель кафедры государственного управления и права МГИМО МИД России, Россия, г. Москва

УЛЬТРАМОНТАНСКАЯ ПАРТИЯ И ПОНТИФИКАТ ПИЯ IX В ПРИЗМЕ УНИФИКАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЕВРОПЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Предметом исследования является позиция Католической церкви по наиболее важным аспектам политического и экономического развития общества в период понтификата Папы Пия IX, начало которого ознаменовалось стремлением понтифика к либерализации как церковной структуры, так и ее отношения к политическим процессам в Европе, однако завершилось наиболее реакционной позицией, выразившейся в знаковом акте, символизирующим ультрамонтанизм – Силлабусе. В работе использованы как политологические, так и общенаучные методы исследования, такие как исторический, ценностно-нормативный, институциональный методы и другие. Основными выводами проведенного исследования являются представления автора о том, что Папа Пий IX изначально был одним из наиболее либерально настроенных понтификов современности, однако в виду достаточно неоднозначной позиции либерального движения и революционных групп стал символизировать собой реакционизм.

Ключевые слова: Католическая социальная доктрина, религия, политика, Рисорджименто, объединение Италии, объединение Германии, эницклика, Католическая церковь, христианство, права человека.

Ш.К. ШАХОВ кандидат политических наук, проректор Дагестанского института развития образования (ДИРО), Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала

РОЛЬ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В СОБЫТИЯХ МЕЖДУ ФЕВРАЛЬСКОЙ И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИЯМИ 1917 ГОДА

Рассмотрены вопросы исторических событий Февральской и Октябрьской революций 1917 г. в России в условиях переходного периода организации власти. Проанализированы проблемы, формы и методы организационного устройства власти в этот период. Обозначены ключевые составляющие принципов демократии и федерализма для успешной реализации этнонациональных интересов народов Северного Кавказа.

Ключевые слова: федерация, солидарность, пролетариат, идентичность, этноцентризм, урбанизация, правительство.

А.С. КОНДРАХИНА аспирант Дипломатической академии МИД РФ, Россия, г. Москва

ЭКОЛОГИЯ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ

В статье рассматриваются такие вопросы, как: становление экологических представлений в истории развития философии и науки, проблемы современной экологии и ее философия, эколого-политические риски как область изучения современной политологии: философские и социальные направления рассмотрения риска.

Ключевые слова: экология, история, философия, наука, проблемы современной экологии, эколого-политические риски.

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

М.Л. ЛЕБЕДЕВА кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры политологии Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева, Россия, г. Москва

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОПТИМИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Цель написания статьи – теоретическое осмысление властной практики организации федеративного устройства, соотнесение с унитарной моделью государственного построения (на примере Французской Республики). Тема исследования – политическая и правовая составляющие политической трансформации сложившихся федеративных отношений в России. В качестве объекта исследования выступают политические акторы – «центр» и «регионы». Системно-структурный метод, при котором общественные отношения рассматриваются как целостная система взаимосвязей явлений и событий политического процесса отношений уровня «центр – регионы», позволяют определить основные сущностное содержание указанной темы исследования. Компаративный метод позволяет определить возможность изменения формы государственно-территориального устройства России как такового. Анализ российских и зарубежных источников позволяет сделать вывод о том, что основной проблемный вопрос, поставленный в статье актуален на современном этапе развития. Исследование возможно на основе изучения имеющихся научных исследований. Комплексное изучение всех аспектов организации регионального управления Франции, проведение компаративного анализа унитарной и федеративной моделей государственно-территориального построения, позволило автору выделить природу совершенствования возможной трансформации российского федерализма.

Ключевые слова: власть, государство, федерализм, регион, политика.

Д.В. СОКОЛОВ аспирант Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, г. Липецк

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА

Предметом данного исследования выступают общественные отношения, связанные с процессом внедрения информационных технологий в деятельность представительных органов власти. Современное общество характеризуется беспрерывным процессом совершенствования информационных технологий и внедрением таковых во многие сферы жизни. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что постоянно возрастает скорость внедрения достижений информационного прогресса в деятельность общества и государства, что приводит к тому, что постепенно часть общественных отношений приобретает новую форму - электронную. Поэтому в данной статье автор рассмотрел актуальные вопросы реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности деятельности законодательных органов власти Российской Федерации. Указанная проблематика автором рассмотрена через призму информационных технологий и их безопасности непосредственно как сам законотворческий процесс, так и эффективность деятельности аппаратов представительных органов власти. На основе использованных методов исследования в рамках политической науки: социологического, сравнительно-правового, социологического, системного, структурно-функционального, автор пришел к следующим изложенным выводам. Выводы и новизна исследования состоит в том, что совершенствование нормативно-правового обеспечения информатизации органов государственной власти должно реализовываться посредством разработки и принятия ряда нормативных актов, в частности Федеральных законов «О развитии государственных информационных ресурсов», «Об объектах интеллектуальной собственности в информационной сфере», Закона «О государственном регистре населения Российской Федерации», ФЗ «Об объектах интеллектуальной собственности в информационной сфере», ФЗ «Об управлении федеральными информационными ресурсами», ФЗ «О документировании информации и документообороте в условиях информатизации».

Ключевые слова: информационная безопасность, законодательные органы власти, законотворческий процесс, государственное управление, эффективность, государственный информационный ресурс, информационное общество, информационное пространство, информационная культура, электронный парламент.

С.П. БОРТНИКОВ Самарский национальный исследовательский университет им. академика С.П. Королева, Россия, г. Самара

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

В статье исследуется вопрос о характере и связи нарушения налоговой нормы и его последствиях в иных отраслях российского права. Ставится вопрос о том, что особенность анализа института ответственности за нарушение бюджетного законодательства состоит в разграничении финансовой ответственности от гражданского, уголовного и административного права. Вид ответственности и ее отраслевая принадлежность определяются характером охраняемого интереса: при нарушении имущественного интереса применяются правила гражданско-правовой ответственности, при нарушении налоговых прав – налоговая ответственность. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы показать, что несмотря на определение налогового права как источника пополнения казны, вопросы нарушения именно налоговых норм на факт бюджетного правонарушения не оказывают никакого влияния. Как попытался показать автор, институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства по своей природе наиболее отвечает смыслу и форме ответственности, как обязанности дать отчет в своих действиях. При написании статьи автор использовал методологию научного теоретического анализа, а также системный подход к изложению материала. В процессе исследования темы автор определяет связь бюджетного правонарушения с реакцией государства, выражающейся не в карательных мерах, но в возвращении нарушенного порядка в его регулятивное состояние. Автором выдвигается тезис о том, что меры принуждения нацелены на сохранение регулятивного отношения и призваны содействовать его восстановлению в случае ненадлежащего поведения субъектов бюджетного процесса.

Ключевые слова: кара, восстановление права, регулятивные и охранительные отношения, охраняемый интерес, вид ответственности, казна, бюджетная ответственность, нарушенное право, ответственность публичного субъекта, неправомерные действия, цель ответственности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА И ЭТНОПОЛИТИКА

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА РОССИИ

В статье впервые вводится в научный оборот понятие «этнополитическая регионалистика России» в рамках нового направления политической науки «Этнополитической регионалистики». Доказывается необходимость утверждения «этнополитической регионалистики России» в качестве новой научной дисциплины в связи с актуальностью проблем влияния этнического и религиозных факторов на административно-территориальное устройство России, политическую стабильность и целостность государства. Подчеркивается особая значимость проблем исследуемых этнополитической регионалистикой для развития российского федерализма.

Ключевые слова: этнополитическая регионалистика России, этнополитика, региональный этнополитический процесс, этнотерриториальная автономия, национальные республики, международный опыт этнорегионального развития.

К.С. ГАДЖИЕВ доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова, профессор Факультета политологии им М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ О ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАВКАЗА

В предлагаемой вниманию читателя статье предпринята попытка проанализировать некоторые, на взгляд автора, аспекты, оказывающие более или менее серьезное влияние на цивилизационную, этноациональную, политико-культурную идентичность Кавказа. Главную свою задачу автор видит в выявлении ряда факторов, определяющих такую особенность как органическое сочетание единства и фрагментации. В этой связи ставится вопрос о трудностях и возможностях достижения той или иной формы единства и стабильности этого весьма конфликтогенногго региона.

Ключевые слова: Кавказ, цивилизация, идентичность, народ, этнос, конфликт, политика, территория, пространство, единство, фрагментация.

E.С. КАРСАНОВА доктор политических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и социальных процессов Одинцовский филиал МГИМО(У) МИД России Московская область, г. Одинцово

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

В данной статье в исторической ретроспективе анализируется этнонациональная политика московского государства, исследуются различные сценарии включения инокультурных территорий в состав российской империи. Обращается внимание на крайне ассиметричный характер национальной политики, проводимой царским правительством, выражающийся в применении противоположных моделей этнополитики – от мягкой ассимиляции – до агрессивной политики подавления этнических и региональных интересов. Рассматривая этнонациональную политику царского и советского правительства, автор выделяет интегрирующие и дезинтеграционные факторы в развитии российского многонационального государства.

Ключевые слова: национальная политика, этнополитика, многонациональное государство, этнополитические конфликты.

Т.А. НИГМАТУЛЛИНА доктор политических наук, директор Башкирского института социальных технологий (филиала) ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений», Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа

ПОЛИТИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Утверждение, что этнический фактор является в современном мире одним из важнейших политических ресурсов, можно считать неоспоримым. Появление такого ресурса, который связан с возрождением этнического самосознания народов мира, где по жанрам политического идеализма этнические, равно как и религиозные, культурные, цивилизационные и иные идентификационные различия не должны иметь значения в политических процессах, в действительности обостряют реальную политическую повестку дня и, как следствие, приводят к политизации этнического ресурса. В статье исследуется политизация этничности в региональных процессах, которая, по мнению автора, носит объективный характер.

Ключевые слова: этничность, региональные политические процессы, национальные и федеративные отношения, единство многообразия, политизация, ресурс, баланс, федерализм.

М.Х. ЭКЗЕКОВ докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Президент Международного объединения содействия развитию абазино-абхазского этноса (АНО) «Алашара», Россия, г. Москва

К ВОПРОСУ ОБ ЭТНО-КУЛЬТУРНОМ ФАКТОРЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье дается анализ некоторых наиболее важных, с точки зрения автора, факторов, оказывающих более или менее заметное влияние на политические реалии национальных республик Северо-Кавказского региона. Показано, что ключевое значение с данной точки зрения имеет многонациональный состав населения. В силу целого комплекса факторов, с одной стороны, имели место присущую региону этническую разнородность, фрагментацию и локализацию этнической идентификации. С другой стороны, многие автохтонные этносы, проживающие в регионе в течение веков, а то и тысячелетий, сохранили чувство родства и тесные связи между собой. Эти особенности так или иначе отражаются как на национальной идентичности соответствующих этносов, так и их понимании политических реалий.

Ключевые слова: Северный Кавказ, регион, история, политика, республика, народ, этнос, культура, идентичность, конфликты.

М.М. ГАДЖИЕВ кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского Государственного Университета, Россия, г. Махачкала

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРТНЕРСКОЙ, ПАТРОНАЖНОЙ И КОНФЛИКТНОЙ МОДЕЛЕЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В настоящей статье автор анализирует модели межэтнических отношений в Республике Дагестан, выделяя три «идеальные» модели – партнерскую, патронажную и конфликтную. Автор подробно останавливается на основных характеристиках каждой модели, рассматривает особенности их совместимости и реализации в Республике Дагестан. Делается вывод о необходимости выработки комплексной модели управления межнациональными отношениями как наиболее реалистичной и адекватной политической ситуации в регионе.

Ключевые слова: Дагестан, Северный Кавказ, межнациональные отношения, партнерская модель, конфликтная модель, патронажная модель.

Р.М. ЭМИРОВ кандидат политических наук, Россия, г. Москва

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЧЕРКЕССКОГО ВОПРОСА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать некоторые спорные вопросы, связанные с требованиями некоторых национальных движений черкесско-адыгских народов, объединяемых под общим названием «Черкесский вопрос». Значительное место уделено теме так называемого геноцида черкесского народа, поднимаемой наиболее радикальными представителями этого движения. Главное внимание концентрируется на идеях, проектах и требованиях фактической перекройки административно-территориальной карты региона, путем формирования единого моноэтнического черкесского государства в составе Российской Федерации.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, Ближний Восток, республика, черкесы, адыги, черкесский вопрос, геноцид, диаспора, народ, этнос.

Ж.М. БОРБОДОЕВ кандидат педагогических наук, докторант Кыргызского государственного университета имени И. Арабаева, Кыргызская Республика, Бишкек

СООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ И ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Рассматривая проблему о соотношении национальной и этнической идентичности, автор исходил из методологической установки, предложенной российским исследователем В.М. Межуевым, который нацию в отличии от этноса, определяет, как «…то, что дано мне не фактом моего рождения, а моими собственными усилиями и личным выбором. Этнос не выбирают, а нацию, можно выбирать… Нация – это государственная, социальная культурная принадлежность индивида…». Исходя из такого подхода, анализируя соотношение национальной и этнической идентичности, отмечается, что в содержательном плане они отличаются: национальная идентичность исходит из основного понятия «нация», который представляет исторически складывающийся тип этноса, который воспроизводится на основе общности территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры, психического склада и этнического самосознания. Специфику и особенность национальной идентичности невозможно понять без функции, которую выполняет национальная идентификация. Поэтому основной функцией национальной идентификации является сделать население страны однородным, пропитать общими интересами и представлениями, обеспечить социальное согласие и единство государства и народа.

Ключевые слова: нация, этнос, идентичность, национальные отношения, этнические отношения.

А.Р. СУЛЕЙМАНОВ кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕГИОН КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ АКТОР В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В условиях федерализма особую значимость приобретает модель оптимизации национальных и федеративных отношений на уровне отдельных регионов (субъектов Российской Федерации), исторически обладающих уникальным потенциалом в реализации политических решений, но в пределах единой политической системы и федеративной государственности. В данной статье исследуется политическая субъектность и объектность регионов в неоднородной сфере национальных отношений, их роль в укреплении целостности федеративной России.

Ключевые слова: политология, федерализм, политическая субъектность, политический актор, регион, национальные и федеративные отношения, национальная политика, консенсус.

Е.Г. МАКЛАШОВА кандидат политических наук, научный сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННЫЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: К ВОПРОСУ О КОРРЕКТИРОВКЕ

В данной статье автор обращается к анализу теоретических воззрений современных отечественных ученых. В ракурсе внимания научные подходы к трактовке нации и пониманию национальной политики, учитывающие этнонациональную специфику России. Предлагается авторская интерпретация дефиниции «нация» и системы взаимоотношений «нация – государство». Исходя из предложенной корректировки и на основе обобщения и выделения научных концептов национальной политики, автор определяет интегративную и перспективную модель национальной политики – дуальную концепцию национальной политики, учитывающую современные этнонациональные тенденции в России.

Ключевые слова: нация, национальная политика, концепции национальной политики, надгражданское сообщество.

Д.М. САРУХАНЯН магистр культурологии, Россия, г. Сочи

ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

В работе рассматриваются проблемы этнического противостояния в молодежной среде современного мегаполиса. Нарастанию этнических конфликтов способствуют современные проблемы, связаны с экстремизмом. Зачастую экстремизм воспринимается как единое целое с религиозными предпочтениями и национальной принадлежностью. В сознании молодежи отсутствует разделение мусульманства и ваххабизма, криминальных «разборок» и конфликтов в среде кавказцев и выходцев из средней Азии. Все изложенное приводит к нарастанию протестных настроений в обществе.

Ключевые слова: национальная идентичность, экстремизм, национальная рознь, этническое противостояние, конфликт.

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Б.Б. НИМАЕВА кандидат политических наук, доцент, руководитель Центра этносоциальных исследований и приграничного сотрудничества Читинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Чита

СТЕРЕОТИПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И МОНГОЛИИ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье дается систематизация наиболее распространенных стереотипов на коллективном уровне относительно России в Монголии, что позволит анализировать проблемы смены внешнеполитической ориентации двух стран в ретроспективе; делается попытка изучить состояние и перспективы развития российско-монгольских социально-экономических отношений сквозь монгольскую призму «образов России»; выявляются причинно-следственные связи появления отрицательных стереотипов в общественном сознании в связи с недостаточно взвешенной реализацией внешнеполитической деятельности России в Монголии в 1990-х гг.; изучаются условия и факторы, обеспечивающие или затрудняющие реализацию крупных межгосударственных социально-экономических проектов.

Ключевые слова: Монголия, стереотипы, конструирование, образы России, дипломатия.

НЕГОШ МАНОЙЛОВИЧ аспирант факультета международных отношений Дипломатической академии Министерства иностранных дел РФ, Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Анализируются особенности двусторонних отношений Сербии и Российской Федерации на современном этапе: продолжение и углубление стратегического партнерства двух стран в политической, экономической, военно-промышленной областях, основанного на этнической и религиозной близости русского и сербского народов и общей исторической судьбе, взаимной экономической выгоде и на неуклонном соблюдении основополагающих принципов международного права.

Ключевые слова: Сербия, стратегическое партнерство, внешняя политика Сербии, российско-сербские отношения.

Б.Р. МУРЗАГАЛЕЕВ аспирант кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета , эксперт Центра Геополитических Исследований «Берлек-Единство», Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа

МОДЕЛИ ДИАСПОРАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Преодоление этнических различий общества, которые нередко превращаются в политически значимые и приводят к этнической напряженности и конфликтности, зависит от институционального оформления социокультурных групп в многосоставных государствах. В данной статье исследуются модели институционального закрепления диаспор в постсоветском регионе. В качестве теоретической основы в работе использованы две модели: интегративная и консоциативно-демократическая.

Ключевые слова: диаспора, постсоветское пространство, политический процесс, модель, интегративная, консоциативно-демократическая, политический институт.

А.Б. АБДУЛЛАЕВА аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА АЗЕРБАЙДЖАНА В ОТНОШЕНИИ ЭТНИЧЕСКИХ МЕНЬШИНСТВ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Данная статья посвящена государственной политике по отношению к этническим меньшинствам в Азербайджане. Былo проанализированo законодательство Азербайджана, которое определяет политику государства по отношению к этническим меньшинствам, а именнo, международные договора, и материалы, отражающие политику правительства по отношению к этническим меньшинствам.

Ключевые слoва: этнические меньшинства, национальная политика, коренные нарoды, законодательство, международные договора, права человека.

   
© 2012 ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ