Научный журнал «Вопросы национальных и федеративных отношений». № 1 (28), 2015.

По итогам научно-методологического семинара на тему «Сохранение и развитие культуры и языков народов Российской Федерации, укрепление их духовной общности»

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭТНОКУЛЬТУРА

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Наши авторы № 1-2015

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

В.А. МИХАЙЛОВ доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ЯЗЫК – ДУША НАРОДА И ДУХ НАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

К.В. КАЛИНИНА доктор исторических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ НАРОДОВ РОССИИ

В статье автор обращает внимание на дальнейшее совершенствование теоретико-методологических основ языковой политики. Обращается внимание, прежде всего, на проблемы тождества языка и нации, формирования литературных языков и функционирования диалектных, взаимосвязи государственных языков, учета их в государственной национальной политике.

Ключевые слова: язык, нация, языковая политика, литературные языки, диалекты, государственные языки, язык межнационального общения.

Г.А. ДОНИРОВА кандидат философских наук, доцент кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

А.А. ДОНДОКОВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье анализируются проблемы сохранения и развития бурятского языка в Республике Бурятия, реализация его функций как государственного, применение в социокультурной сфере, совершенствование образования информационной сферы. Для решения этих и других вопросов необходимо дальнейшее совершенствование законодательства республики в области языков, образования и культуры.

Ключевые слова: Республика Бурятия, бурятский язык, родной язык, государственные языки, языковая политика, образование.

В.В. ПЕТРОВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЯКУТИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАЗВИТИЯ

В статье автором рассматриваются языковые проблемы малочисленных коренных народов Севера, в частности, Якутии. Анализируя проблемы, существующие в этой сфере, автор отмечает уменьшение сферы применения языков малочисленных народов. Выделяет четыре класса проблем языков малочисленных народов: лингвистические, социально-гуманитарные, информационные и административные.

Ключевые слова: языковая политика, коренные малочисленные народы, Север, Якутия.

К.Г. ЛАНДА доктор политических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

РОДНЫЕ ЯЗЫКИ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ И САМОБЫТНОСТИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Статья затрагивает, важную проблему сохранения бесписьменных языков в современном российском Дагестане. Автор указывает на важность сохранения и развития родного (молочного или материнского) языка, как главного фактора сохранения этнической идентичности и самоидентификации, культурных характеристик и самобытности дагестанских народностей. В статье отмечается, что равнодушие и неправильные решения государства и местных чиновников может привести к полному исчезновению этих языков.

Ключевые слова: язык, национальные языки, самоидентификация, дагестанские языки, бесписьменные языки, идентичность, исчезающие мировые языки.

Д.В. ПЕРКОВА кандидат политических наук, руководитель пресс-службы Национального Союза Политологов, Россия, г. Москва

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Данная статья посвящена анализу государственной языковой политики в России в 2014-2015 гг., результатам, проблемам, противоречиям в области этноязыковых отношений, тенденциям и перспективам практической работы и исследований в данной сфере.

Ключевые слова: языковая политика, День родного языка, государственный язык, языки народов России, Республика Крым, межнациональные отношения.

Г.В. КЕТЦЯН кандидат политических наук, заместитель главного редактора научного журнала «Вопросы политологии», Россия, г. Москва

ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье автор исследует проблему совершенствования межнациональных отношений. Анализирует состояние и основные направления реализации этноязыковой политики в современной России.

Ключевые слова: этноязыковая политика, межнациональные отношения, государственное управление, национальная политика, стабильность, Российская Федерация.

П.С. ГЕЛЕРАНСКИЙ кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ПРИСОЕДИНЕНИЕ КРЫМА К РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЯЗЫКОВОЙ АСПЕКТ

В статье рассматриваются вопросы присоединения новых территорий к Российской Федерации в формате субъекта Федерации на примере Республики Крым и города федерального значения Севастополь. Автор дает оценку политической нестабильности на Украине, приведшей к незаконному захвату государственной власти в Киеве, с которым не согласились легитимно избранные органы власти Крыма. Автор положительно оценивает действия легитимных местных органов власти Крыма по самоопределению народов Крыма с целью сохранения стабильности в регионе и по присоединению к Российской Федерации. Сделана попытка проанализировать развитие событий с помощью исторического и других методов анализа. Сделаны выводы относительно предотвращения насилия и межнациональных конфликтов в регионе, защиты населения и сохранения экономической нестабильности по результатам совместных действий Президента и Правительства РФ в этом направлении.

Ключевые слова: субъект Федерации, присоединение субъекта Федерации, региональная стабильность, история Крыма, НАТО, Президент Российской Федерации, Республика Крым, город федерального значения Севастополь.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЭТНОКУЛЬТУРА

Р.М. КАНАПЬЯНОВА доктор политических наук, профессор Московского государственного института культуры, член Президиума совета по делам национальностей при Правительстве Москвы, Россия, г. Москва

ВОЗРОСШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРОПОРЯДКЕ

Осмысление места и роли этнокультурного фактора в широком ее рассмотрении все еще до конца не оценено. Этнокультура в меняющемся миропорядке выступает необходимым элементом международного имиджа каждой страны. Статья представляет интерес не только стремлением автора раскрыть этнокультурную доминанту в жизнедеятельности общества, но и аккумулировать опыт укрепления гражданского и духовного единства каждой нации.

Ключевые слова: этнокультура, гражданская идентичность, единая нация, общественная самоорганизация граждан, языковая политика.

Б.Б. НИМАЕВА кандидат политических наук, доцент Руководитель Центра этносоциальных исследований и приграничного сотрудничества Читинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ КАК ФАКТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

В статье автором предпринята попытка обозначить пути укрепления российской идентичности, взаимовлияния государственно-гражданской идентичности и культур различных народов. В статье также рассматриваются проблемы идентичности через призму многонациональной России, что является чрезвычайно актуальным.

Ключевые слова: российская идентичность, национальная безопасность, гражданская консолидация, этническая идентичность.

В.Ф. ПРЯХИН доктор политических наук, член Национального совета поддержки Римского клуба, Россия, г. Москва

ГАРМОНИЧНАЯ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО В АРСЕНАЛЕ «МЯГКОЙ СИЛЫ» РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

На рубеже ХХ и ХХI веков мировой исторический процесс развивается в трех измерениях – глобализации, регионализации и индивидуализации. Глобализация является доминантой, движущей международное сообщество к глобальной целостности. Регионализация диктует повышение роли и статуса отдельных регионов, подчас до уровня статусов самих государственно-национальных образований, субъектами которых они являются. В свою очередь индивидуализация международных отношений находит выражение в защите прав и свобод каждого отдельно взятого человека как императивной норме (jus cogens) современного международного права. Одновременное воздействие этих трех тенденций на процесс международных отношений сопровождается неизбежным столкновением национальных, конфессиональных, классовых, корпоративных и личных интересов. Транснациональные корпорации борются за ускорение глобализации, государства – за сохранение территориальной целостности, регионы – за самоопределение и автономию, отдельные личности – за обеспечение своих прав и свобод. В этих условиях гармонизация процессов межэтнического и межконфессионального взаимодействия внутри отдельных государств приобретает особенно важное значение для повышения притягательной силы имиджа этих государств, наращивания потенциала их «мягкой силы» на международной арене. Пример России как полиэтнического и поликонфессионального государства имеет особенно большое значение в условиях усиливающегося цивилизационного раскола современного мира.

Ключевые слова: глобализация, регионализм, права человека, цивилизационный раскол, федеративная политика, межконфессиональная политика, «мягкая сила», ООН, Россия.

Ш.С. СУЛЕЙМАНОВА доктор политических наук, профессор кафедры общественных связей и медиаполитики Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье автор размышляет о национальной культуре и национальной политике, как о близких по смыслу терминах. Проблемы национальной политики – это проблемы государственного и общественного статуса культуры. Определяется высшая цель национальной политики в формировании такого общества, где бы своевременно и максимально полно удовлетворялись национально-культурные потребности, как отдельно взятого человека, так и конкретного народа.

Ключевые слова: национальная культура, национальная политика, государство, интеграция, народы, интересы, взаимопроникновение, общество.

В.В. ГАЙДУК доктор политических наук, кандидат юридических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и истории Башкирского государственного университета, Россия, г. Уфа

ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИАЦИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ И РЕЛИГИОЗНОМ МНОГООБРАЗИИ

Современное человечество объективно вовлечено в процессы радикальных глобализационных трансформаций, имеющих противоречивый и труднопрогнозируемый характер. С одной стороны, интеграция народов в единое политическое, экономическое и социокультурное пространство расширяет и обогащает возможности всестороннего этнокультурного взаимодействия. С другой стороны, нарождающаяся «глобальная культура», воспринимается традиционными идеологиями как инструмент подавления этнического самосознания и реальная угроза государственному суверенитету, что провоцирует мобилизацию и политизацию этничности в субрегиональных (межэтнические конфликты) и глобальных масштабах (международный терроризм). Теоретическое осмысление динамики и перспектив развития современных межнациональных и межэтнических процессов невозможно без учета их конфликтного потенциала, а также без разработки технологий их урегулирования – политической медиации. В статье рассматривается роль нового политического института – политической медиации в этнокультурном и религиозном многообразии.

Ключевые слова: политология, национальные и федеративные отношения, политическая медиация, этнокультурное многообразие, этнополитика, глобализация, народы, нации, этносы, политический конфликт.

З.Х. ХИЗРИЕВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Статья посвящена изучению проблемы использования этнокультурного ресурса в период формирования и становления законодательной власти в Чеченской Республике. В ней отражены сложные политические процессы, происходившие в годы перемен в России на федеральном и региональном уровнях, освещены вопросы влияния этнокультурных особенностей на процесс реформирования и модернизации органов государственного управления.

Ключевые слова: политические процессы, модернизация, органы государственной власти, управление, законодательная власть, этнокультурный ресурс.

И.Р. АМИНОВ кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права института права Башкирского государственного университета, докторант РАНХиГС при Президенте РФ, Россия, г. Уфа

ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОСТИ И ЯЗЫКА

В статье автор анализирует проблемы, существующие в области национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации. Автор исследует проблемы национальности и языка. Дает ряд рекомендаций по реализации государственной национальной политики.

Ключевые слова: этнос, нация, этнический фактор, национальная политика, межэтнические отношения и конфликты, язык.

ФЕДЕРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В.Н. МЕДВЕДЕВ кандидат юридических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, начальник правового управления Министерства социальной защиты населения Московской области, Россия, г. Москва

ВЛИЯНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

Данная статья посвящена актуальным проблемам реформирования системы государственного управления в России.

Ключевые слова: исполнительная власть, реформирование, административное право, Россия, проблемы, развитие.

М.А. МАЙСТАТ кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и социологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета, Россия, г. Москва

ПАРАДИГМА ВЛИЯНИЯ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ НА ИХ НАЛОГОВЫЙ СТАТУС (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И США)

Статья посвящена сравнительному анализу политико-правового и налогового статуса автохтонных народов России и США в их непосредственной взаимосвязи и фактической наполненности в рамках возможности достижения этнополитической стабильности.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы, автохтонные народы, индейцы, этнополитика, межэтнические отношения, политико-правовой статус, налоговый статус.

М.Н. НИКОНОВА аспирантка кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПРОЦЕССАХ КОЛЛЕКТИВНОГО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ (ЧАСТЬ II)

Работа посвящена анализу одного из элементов механизма политического управления – коллективной деятельности по принятию решений. В работе рассмотрены теоретические аспекты определения средств измерения качества принимаемых решений в контексте современных понятий теории информации. Первую часть материала см. в выпуске 4 (27), 2014 научного журнала «Вопросы национальных и федеративных отношений». Данный раздел содержит описание технологии действия создателя коллективных решений (СКР).

Ключевые слова: политические технологии, процесс принятия решений, коллективные решения, энтропия, измерение качества принимаемых решений.

А.М. БУТЧАНИН соискатель кафедры конституционного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОЦЕДУРА ВХОЖДЕНИЯ КРЫМА В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вхождение Крымского полуострова: Республики Крым и города федерального значения Севастополя в конституционно-правовое поле Российской Федерации вызвало шквал противоречивых мнений и обвинений со стороны зарубежных политических лидеров, общественных деятелей, лидеров новой власти в Украине и других акторов международных отношений. Сам прецедент «крымской весны» является уникальным по своей структуре и последствиям для всей мировой парадигмы взаимоотношений. Особый вопрос здесь занимает санкционная политика Запада по отношению к российской экономике и политике, целью которой является ослабить политико-экономическое лидерство России по ряду позиций. Это, в свою очередь, является последствиями, так называемым «фидбэком» от Европейского Союза и США на процессы вхождения Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации. В данной статье прослеживаются основные конституционно-правовые особенности присоединения Крымского полуострова к России, вхождения в ее конституционно-правовое поле и основные нормативно-правовые, теоретические конструкции, легитимизирующие данный процесс. В этом же ключе здесь рассматриваются основные позиции международного права и сообщества по поставленному исследовательскому вопросу.

Ключевые слова: федерализм, субъекты Российской Федерации, республика Крым, город федерального значения, Севастополь, федеративное государство, федеративные отношения, национальная политика, национальная безопасность, национальные интересы, национальные отношения, легитимность, референдум, политическая регионалистика, этнополитика.