Научный журнал «Вопросы национальных и федеративных отношений». № 4 (31), 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА И ПРАВО

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АВТОРСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Наши авторы 4-2015

ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА И ПРАВО

В.М. ПЛАТОНОВ кандидат юридических наук, заведующий кафедрой политических наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

С.С. ЖИЛЬЦОВ доктор политических наук, профессор кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

В.А. ГЛЕБОВ кандидат юридических наук, заместитель заведующего кафедрой политических наук Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА НА УКРАИНЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Статья посвящена рассмотрению конституционной реформы на Украине, которая началась после распада СССР. Разработка украинской конституции в первые годы независимого развития и последующее ее принятие проходило в период реформирования государственных институтов. Рассмотрены основные этапы развития конституционного процесса в период независимого развития. Раскрыты особенности, специфика каждого из этапов, влияние политико-правовых факторов. Отмечена политизация вопроса о внесении изменений в конституцию в периоды политической нестабильности. Выявлено взаимовлияние вопроса территориально-государственного устройства с процессом конституционных изменений. Показано влияние на конституционный процесс дискуссий между сторонниками унитаризма и федерализации Украины.

Большое внимание уделено выявлению ключевых факторов, которые оказали решающее влияние на ход конституционного процесса, в том числе, определению роли Верховной рады, президента и Конституционного суда. Выделены два ключевых аспекта конституционной реформы – содержание и механизм реализации.

Практически с первых лет независимого существования украинского государства народ оказался выключен из конституционного процесса. Власти разрабатывали изменения в конституцию, исходя из собственных интересов. В условиях отсутствия законодательства, четко разграничивающего полномочия отдельных ветвей власти, доминирующим фактором при разработке конституции являлись договоренности между президентом и парламентом, которые искали компромиссные варианты положений Основного закона.

В статье рассматриваются причины частых изменений украинской конституции, которая в период самостоятельного развития украинского государства не в полной мере выполняла функции Основного закона. Конституция Украины выступала в качестве договора между региональными элитами, центральными властями и регионами.

Политические события 2013-2014 годов на Украине вновь привлекли внимание к проблеме конституционной реформы. Этому способствовало принятие Верховной радой закона о внесении изменений в украинскую конституцию, которая вновь вернула страну к парламентско-президентской форме правления. После президентских выборов, прошедших в мае 2014 года на Украине был поставлен вопрос о внесении изменений в конституцию, продолжив традицию «конституционной модернизации».

В статье рассматриваются потенциальные направления конституционных изменений, а также их влияние на последующее политическое развитие Украины.

Ключевые слова: Конституция, Украина, Конституционная комиссия, Конституционная ассамблея, политический процесс.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ

П.С. ГЕЛЕРАНСКИЙ кандидат политических наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ МСУ ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ

В статье автор анализирует особенности взаимодействия представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае прекращения их полномочий. Автор приходит к выводу, что полномочия могут быть бессрочными и срочными, также как и их прекращение, которое может быть срочным, т.е. осуществляемым в определенный срок, так и досрочным. Анализируются причины прекращения полномочий в разных случаях и инициатива этого прекращения, а также разбираются варианты развития событий, если такое прекращение было инициировано определенным органом власти. Даются предложения, как можно было бы более рационально осуществлять прекращение полномочий органов местной власти в случае такой необходимости.

Ключевые слова: местное самоуправление, взаимодействие, законодательные (представительные) органы власти, исполнительные органы власти, формирование органов власти, полномочия органов власти, прекращение полномочий органов власти.

С.А. ПРОСТАКОВ научный сотрудник Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, аспирант НИУ ВШЭ, Россия, г. Москва

К АНАЛИЗУ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА И МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ДВУХ ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Данная статья является пилотным материалом из серии публикаций, посвященных причинам появления, ходу разработки и реализации в жизнь двух документов: «Концепции национальной политики», принятой в 1996 году и «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года». Основа статьи – интервью с В.А. Михайловым, руководителем рабочих групп обоих документов. Политик и ученый дает свою картину политической ситуации, в которой происходила разработка этих документов; видения особенностей каждого из них. В статье большое внимание уделено тому, почему «Стратегия» не подразумевала создание специального органа для ее претворения в жизнь. Делается вывод, что «Стратегия», в сравнении с «Концепцией» и другими документами является самым удачным инструментом стратегического планирования, направляющим российскую национальную политику. В статье используются также материалы экспертных оценок, которые учитывались разработчиками обоих документов.

Ключевые слова: «Концепция национальной политики Российской Федерации», «Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 года», национальная политика, нация, государственное управление, федерализм, национальные отношения.

Д.С. СОЛОВЬЕВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

МЕСТО И РОЛЬ СУБФЕДЕРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ

В статье автор исследует проблемы региональной политики в Российской Федерации на современном этапе. Анализирует проблемы субфедеральной власти в рамках управления государством, особое внимание уделяя ее месту и роли в этом процессе.

Ключевые слова: государственное управление, власть, региональная политика, высшее лицо региональной исполнительной власти, федеральная власть, субфедеральная власть, регион.

СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

К.В. КАЛИНИНА доктор исторических наук, профессор кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Историческое сравнение моделей национальной политики в разные эпохи (Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации) позволяет выявить глубокие исторические и социально-политические корни в современных процессах межнациональных отношений, устранение серьезных просчетов в национальной политике прежних периодов, несправедливостей, допущенных в отношении ряда народов.

Ключевые слова: национальная политика, Российская Империя, СССР, Российская Федерация, национальный вопрос, межнациональные отношения.

С.А. ПИСТРЯКОВА кандидат политических наук, доцент кафедры национальных и федеративных отношений Факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МОСКВЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ретроспективный анализ: 1990-2010 годы) Часть II

В статье анализируется состояние и динамика развития национальных отношений в Москве в течение постсоветского периода (1990-2010 гг.). Обращается внимание на качественно новые и масштабные факторы этносоциальных и этнокультурных процессов, влияющих на социально-психологическую ситуацию в столице. Рассматриваются социокультурные аспекты миграции, проблемы интеграционного потенциала принимающего общества, адаптивных возможностей мигрантов. Представлен подробный анализ процессов институционального оформления этнических общностей в Москве, форм их представительства и механизмов взаимодействия с городскими властями. Акцентируется внимание на социальных практиках в деятельности органов городского управления и гражданских институтов в этнокультурной сфере, различных моделях социального партнерства. Автор обращает внимание, что национальные отношения относятся к числу интегральных, требующих комплексного подхода к их регулированию, с учетом многих неэтнических факторов, с одной стороны, и учета этнополитических, этнокультурных факторов в различных областях жизни городского сообщества, с другой.

Ключевые слова: государственная национальная политика, межэтнические отношения, управление в многонациональных мегаполисах, этнические общности, социокультурные аспекты миграции, интеграция, мультикультурализм, управление культурным разнообразием, механизмы регулирования, социальные практики, гражданское общество.

Э.Н. ЯМАЛОВА кандидат политических наук, доцент кафедры связей с общественностью Башкирского государственного университета, Россия, г. Уфа

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ПОСТСОВЕТСКОЙ ЛАТВИИ

В статье проведен анализ национальной политики Латвии в постсоветский период. Раскрываются этнополитические факторы принятия решений в сфере национальной интеграции. Рассмотрен внешний фактор влияния на либерализацию законодательства в области предоставления гражданства Латвии. Эмпирические данные позволяют отметить снижение межэтнической напряженности в Латвии сравнительно с первым этапом постсоветского развития. В тоже время, проблема национальной интеграции до сих пор далека от своего разрешения и продолжает играть значимую роль в политических процессах страны.

Ключевые слова: этнополитика, национальная политика, национальные меньшинства, национализм, национальная консолидация, Латвия.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

И.А. ШАПОВАЛОВА доктор педагогических наук, профессор кафедры довузовского преподавания русского языка как иностранного МПГУ, Россия, г. Москва

ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Данная статья подготовлена на основе доклада, прозвучавшего на научно-практической конференции, организованной Комиссией по образованию Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. В статье автор выявляет основные векторы развития русского языка в современном мире. Исследует основные функции русского языка, компетенцию федеральных органов государственной власти в данной сфере. А так же оценивает перспективы дальнейшего развития русского языка. Отдельное внимание в статье автором уделено проблеме использования русского языка в Интернете.

Ключевые слова: русский язык, Россия, мировое сообщество, влияние, значение, развитие, многонациональность, образование, функции, роль, интернет.

С.Р. ПАРФЕНОВА кандидат юридических наук, доцент кафедры социологии и организации работы с молодежью факультета философии и социологии Башкирского государственного университета, Россия, г. Уфа

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье автор исследует теоретико-методологические и практические вопросы социально-властных отношений и функционирования механизма власти через участие властвующих субъектов в процессах социальной самоорганизации.

Ключевые слова: социально-властные отношения, политическая культура, политическая идентичность, политические процессы.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АСЕФ НАДЕРИ аспирант Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КУРС РОССИЙСКО-АФГАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Предметом исследования является международный процесс относительно развития Афганистана как участника отношения с Россией. Автор показывает, что на протяжении уже двух веков Афганистан является точкой пересечения интересов сразу нескольких мировых держав. Автор определяет, что изменения, произошедшие в мироустройстве в последние два десятилетия, требуют от российского руководства в настоящее время кардинально пересмотреть внешнеполитический курс, проводимый в Афганистане. В работе показано, что Россия стремится найти способы сохранения в регионе баланса сил. При этом сложившаяся ситуация вынуждает РФ искать возможности ограничения воздействия на афганскую политическую жизнь иностранных государств.

В работе использованы методы сравнительного исторического анализа, документального анализа архивных данных и логической дифференциации источников.

Новизна исследования определяется тем, что в статье рассматривается угроза террористической деятельности против России со стороны организаций, базирующихся в Афганистане и Центральной Азии. На основании анализа основных направлений деятельности террористических организаций в странах Центральной Азии рассматривается их влияние на безопасность России. На этой основе формулируется ряд рекомендаций для политики России и ОДКБ по противодействию угрозам безопасности на центральноазиатско-афганском направлении.

Ключевые слова: Центральная Азия, Афганистан, постсоветское пространство, политика России, ОДКБ, НАТО, терроризм, религиозный экстремизм, развитие, структура.

Д.А. ДЖИВАНЯН аспирант кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА США В РЕСПУБЛИКЕ АРМЕНИЯ

В данной статье исследуется эффективность публичной дипломатии США в Республике Армения. С помощью системного анализа автор, посредством исследования отдельных элементов публичной дипломатии США в Армении, определяет основную направленность американской публичной дипломатии в Армении. В статье рассматривается американская публичная дипломатия в Армении в контексте трех основных измерений публичной дипломатии, предложенных М. Леонардом.

Ключевые слова: публичная дипломатия, Армения, США, СМИ, гражданское общесто, НПО.

ХУССЕЙН АЛИ МОХАММАД МАХДИ аспирант кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, Афганистан, г. Кабул

К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ КОНФЛИКТОВ В АФГАНИСТАНЕ

В статье автор анализирует конфликты на территории Афганистана, исследуя их природу, характер и механизмы урегулирования. Автор анализирует влияние, оказываемое США на политическую ситуацию в Афганистане.

Ключевые слова: конфликт, политическая система, управление, влияние, Афганистан, США, противостояние.

БАРРИ ХАССИМИУ аспирант кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов, Сенегал, г. Дакар

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСНОВЫ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА В ЗАПАДНОЙ АФРИКЕ

В статье автор изучает проблему распространения и эволюции ислама в Западной Африке. Так автор, отмечает, что в колониальный период с Ближнего Востока и из Северной Африки во Французскую Западную Африку, а также на территорию Золотого Берега и Берега Слоновой Кости проникают различные фундаменталистские течения. В истории ислама начинается новый период: подвергается пересмотру прежние идейно-религиозные установления, допускавшие повсеместно распространенный синкретизм ислама с африканскими традиционными религиями и культурами; вводится понятие правоверия согласно салафитским нормам, (то есть первоначальных, завещанных предками). Новые мусульманские деятели, получившие широкое и глубокое образование в авторитетных исламских университетах стран Северной Африки и Ближнего Востока, предпринимают попытки ввести принципы первородного ислама в культовую практику, социально-культурную жизнь и быт.

Ключевые слова: ислам, фундаментализм, экстремизм, Западная Африка, идеология исламского единства.

АВТОРСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Н.П. МЕДВЕДЕВ доктор политических наук, профессор Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕГИОНАЛИСТИКА: К ВОПРОСУ О ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ И НОВОМ СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В статье делается попытка новой трактовки предметного поля «Политической регионалистики» и уточнения содержания учебной дисциплины. Представлена авторская программа учебного курса по «Политической регионалистике» для студентов политологов Российского университета дружбы народов.

Ключевые слова: политическая регионалистика, региональный политический процесс, субъект Российской Федерации, международный опыт регионального развития.