Научный журнал «Вопросы национальных и федеративных отношений». № 1 (32), 2016.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

  • Васильев Н.В. Правительственный конституционализм графа Н.П. Игнатьева и его проект Земского собора

ГОСУДАРСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВО

  • Грачев М.Н., Попов С.И. Изменение тенденций развития местного самоуправления в Москве, в связи с присоединением новых территорий. Часть I
  • Патрушева Н.С. О трансформации статей федерального закона «О политических партиях» в контексте российской многопартийности и федерализма
  • Гусарская Т.А., Коломин К.Д. Политическое пространство в контексте проблем безопасности
  • Байраковская Т.Р. Гендерный фактор в кадровой политике Республики Дагестан
  • Палчаев А.Н. О некоторых особенностях административного устройства республик Северного Кавказа

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

  • Пистрякова С.А. Национальные отношения в Москве: опыт и проблемы политико-правового регулирования (ретроспективный анализ: 1990-2010 годы). Часть III
  • Аминов И.Р. Взаимосвязь региональных акторов как структурных элементов потокового сообщества в этнорегиональных конфликтах
  • Гаджиев М.М. Основные факторы формирования межнациональных отношений в Северо-Кавказском регионе
  • Орцуев С.Х. Современное состояние и проблемы молодежной политики в Чеченской Республике

ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

  • Ушакова О.С. Проблемы и перспективы развития теории и практики обучения русскому языку в дошкольных учреждениях XXI века
  • Краснов Л.Н. Языковая политика и политическая стабильность в Молдове

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА И ЭТНОПОЛИТИКА

  • Карсанова Е.С. Канадская модель региональной политики: этнополитический аспект
  • Высоцкий А.В. Об особенностях этнополитической ситуации на Северном Кавказе

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

  • Сулеймен А.А. Проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Казахстан в условиях евразийской интеграции

РЕЦЕНЗИИ

  • Экзеков М.Х. Рецензия на монографию Абдулатипова Р.Г., Михайлова В.А.«Судьбы народов России в XXI веке: стратегия государственной национальной политики (Научно-методические основания разработки и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации)». – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2013. – 192 с.

Наши авторы 1-2016

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

Н.В. ВАСИЛЬЕВ аспирант кафедры истории России Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Россия, г. Екатеринбург

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ ГРАФА Н.П. ИГНАТЬЕВА И ЕГО ПРОЕКТ ЗЕМСКОГО СОБОРА

Процесс прихода России к конституционно-правовой форме государственной власти обладает как общественно-политической, так и научной актуальностью. Необходимо заметить, что данный вопрос оказался востребованным в отечественной историографии, анализом правительственного конституционализма занимались ее крупнейшие представители. Так, практически во всех трудах, где рассматривались общие проблемы политической истории России 18 – начала 20 вв., обращалось особое внимание на попытки конституционных реформ.

Исследование истории вопроса позволяет нам, выявить закономерности становления отечественной исторической науки, выделить его основные этапы, выяснить специфику правительственного конституционализма графа Н.П. Игнатьева и его проект Земского собора.

Ключевые слова: конституционализм, правительство, законодательство, форма, власть.

ГОСУДАРСТВО, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВО

М.Н. ГРАЧЕВ доктор политических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии Российского государственного гуманитарного университета, заместитель председателя Совета депутатов муниципального округа Коньково в городе Москве, Россия, г. Москва

С.И. ПОПОВ кандидат политических наук, доцент кафедры политических наук Российского университета дружбы народов, депутат Совета депутатов муниципального округа Коньково в городе Москве, Россия, г. Москва

ИЗМЕНЕНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОСКВЕ, В СВЯЗИ С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Часть I

Авторы анализируют изменение тенденций развития местного самоуправления в городе федерального значения Москве, в связи с присоединением к нему новых территорий. Проводится сравнительный анализ законодательства Москвы и Московской области в области местного самоуправления. Оценивается позиция законодательных органов субъектов Российской Федерации Москвы и Московской области, политических партий по указанному вопросу. Предлагаются рекомендации по оптимизации выравнивания круга полномочий муниципальных образований различных типов.

Ключевые слова: местное самоуправление, Москва, Московская область, типы муниципальных образований, проект «Новая Москва», оптимизация.

Н.С. ПАТРУШЕВА аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Института государственной службы и управления персоналом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

О ТРАНСФОРМАЦИИ СТАТЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ» В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОЙ МНОГОПАРТИЙНОСТИ И ФЕДЕРАЛИЗМА

В статье рассматривается трансформация норм Федерального закона «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ после существовавшей до этого времени однопартийной системы, что свидетельствовало о становлении в Российской Федерации новой многопартийной системы, как одной из важнейших основ новой политической системы. Автор показывает, что многократная трансформация его статей происходила в векторе возрастания их изменений и дополнений, что было связано не только с укреплением вертикали власти во имя предотвращения развала постсоветской России, но и с возрождением многопартийности и становлением реального демократического федерализма и российской государственности.

Ключевые слова: многопартийность, федерализм, политические партии, электоральные циклы, избирательный процесс.

Т.А. ГУСАРСКАЯ старший преподаватель кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

К.Д. КОЛОМИН аспирант кафедры политического анализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы рассматривают креативные управленческие практики в сфере безопасности и новый технологический уклад, частью которого стала Россия, как предпосылки расширения возможностей цивилизации в освоении пространственных пределов, включая формат политических отношений. Борьба за доминирование в политическом пространстве ‒ разновидность конкуренции как в местном, региональном, так и глобальном масштабах.

Ключевые слова: политическое пространство, политическое время, трансграничные отношения, обратимость политического времени, «пространственное заимствование операционного поля», политическое доминирование, информационное поле.

Т.Р. БАЙРАКОВСКАЯ аспирантка Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

В статье исследуется эволюция гендерных отношений на различных примерах и выявляется наиболее удачная модель управления в современных условиях республики.

Ключевые слова: гендер, кадровая политика, гендерные стереотипы, социум.

А.Н. ПАЛЧАЕВ кандидат политических наук, политический советник Народного Собрания Республики Дагестан, Россия, г. Махачкала

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ АДМИНИСТРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИК СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

В статье предпринята попытка выявить и проанализировать некоторые ключевые, на взгляд автора, факторы, оказывающие более или менее существенное влияние на политическую модернизацию республик Северного Кавказа. Главное внимание концентрируется на обосновании тезиса, согласно которому одним из этих факторов является национально-административный принцип их устройства. Показано, что этот принцип не всегда и не обязательно служит необходимым условием решения национального вопроса. Более того, как показали примеры СССР, Югославии, Чехословакии, он может стать в некотором роде фактором социальной и политической нестабильности, противоречий и конфликтов, результатом которых может стать распад многонациональных государств.

Ключевые слова: Россия, Северный Кавказ, республика, федерация, нация, этнос, национально-административное устройство, распад.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

С.А. ПИСТРЯКОВА кандидат политических наук, доцент кафедры национальных и федеративных отношений Факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Москва

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МОСКВЕ: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ретроспективный анализ: 1990-2010 годы) Часть III

В статье анализируется состояние и динамика развития национальных отношений в Москве в течение постсоветского периода (1990-2010 гг.). Обращается внимание на качественно новые и масштабные факторы этносоциальных и этнокультурных процессов, влияющих на социально-психологическую ситуацию в столице. Рассматриваются социокультурные аспекты миграции, проблемы интеграционного потенциала принимающего общества, адаптивных возможностей мигрантов. Представлен подробный анализ процессов институционального оформления этнических общностей в Москве, форм их представительства и механизмов взаимодействия с городскими властями. Акцентируется внимание на социальных практиках в деятельности органов городского управления и гражданских институтов в этнокультурной сфере, различных моделях социального партнерства. Автор обращает внимание, что национальные отношения относятся к числу интегральных, требующих комплексного подхода к их регулированию, с учетом многих неэтнических факторов, с одной стороны, и учета этнополитических, этнокультурных факторов в различных областях жизни городского сообщества, с другой.

Ключевые слова: государственная национальная политика, межэтнические отношения, управление в многонациональных мегаполисах, этнические общности, социокультурные аспекты миграции, интеграция, мультикультурализм, управление культурным разнообразием, механизмы регулирования, социальные практики, гражданское общество.

И.Р. АМИНОВ кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права Института права Башкирского государственного университета, Россия, г. Уфа

ВЗАИМОСВЯЗЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ АКТОРОВ КАК СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПОТОКОВОГО СООБЩЕСТВА В ЭТНОРЕГИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ

Среди различных концептуальных подходов к пониманию региона как потокового сообщества, то есть множества сообществ людей, а также материальных и нематериальных «вещей» объединенных коммуникационными связями в результате сетевых интеракций. Вводится понятие топологической политологии позволяющей объединить различных акторов потокового сообщества, что позволяет исследовать поток в целом для прогнозирования и управления социальными и политическими процессами региона.

Ключевые слова: информационное общество, сообщество, сеть, сетевое сообщество, поток, мощность потока, информационный вес.

М.М. ГАДЖИЕВ кандидат политических наук, доцент кафедры философии и социально-политических наук Дагестанского Государственного Университета, Россия, г. Махачкала

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ

В настоящей статье автор обращается к актуальной для современной России теме межнациональных отношений на Северном Кавказе. Рассматриваются основные факторы и особенности формирования межнациональных отношений на Северном Кавказе. Особое внимание автор уделяет такой важной проблеме как специфика административно-территориального деления Северного Кавказа и ее влияние на межнациональные отношения в регионе. Также рассматриваются риски межнациональных отношений, вызванные активизацией религиозных экстремистов в национальных республиках Северного Кавказа.

Ключевые слова: Северный Кавказ, межнациональные отношения, этничность, религиозный фундаментализм, национальные республики.

С.Х. ОРЦУЕВ аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Россия, г. Грозный

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В данной статье проведен анализ особенностей молодежной политики в Чеченской Республике, рассмотрены достигнутые за последние несколько лет результаты в данной области, а также выявлен ряд проблем в сложившихся на сегодняшний день социально-экономических и политических условиях.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, Чеченская Республика, духовно-нравственное воспитание молодого поколения, проблемы чеченской молодежи, национализм в молодежной среде.

ЭТНОЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА

О.С. УШАКОВА доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, руководитель центра детства ИИДСВ РАО (ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ XXI ВЕКА

В статье автор анализирует систему дошкольного образования, закономерности овладения языком в дошкольных учреждениях. Автор рассматривает становление педагогической системы обучения дошкольников родному языку в тесной связи с развитием смежных наук – языкознания и психологии.

Ключевые слова: русский язык, дошкольное образование, перспективы, проблемы, особенности, функции.

Л.Н. КРАСНОВ аспирант кафедры политанализа и управления Российского университета дружбы народов, Россия, г. Москва

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ В МОЛДОВЕ

Данная статья посвящена анализу вопросов влияния языковой политики на политическую стабильность в Молдове как постсоветского государства. В статье дана краткая характеристика языковой политики СССР. Автором проанализированы положения законодательства Молдовы, посвященные развитию языков в республике, а также основные тенденции языковой политики Молдовы с момента распада СССР, сделаны выводы о ее роли в стабилизации политической системы молдавского государства.

Ключевые слова: политическая стабильность, языковая политика, этнополитические конфликты, национальные меньшинства.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА И ЭТНОПОЛИТИКА

Е.С. КАРСАНОВА доктор политических наук, профессор кафедры государственного, муниципального управления и социальных процессов Одинцовский филиал МГИМО(У) МИД России Россия, Московская область, Одинцово

КАНАДСКАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ: ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Краткое исследование канадской модели региональной политики предпринято с особым акцентом на этнополитический фактор, который в известной степени осложняет процессы динамичного развития федерально-провинциальных отношений в этой стране. Утверждается, что непрерывное совершенствование федеративных отношений в условиях высокоразвитого регионализма, стабильные правила и процедуры, возможность адаптации институциональных механизмов к меняющейся этнополитической ситуации, своевременная реакция государства на исходящие от гражданского общества импульсы, являются основными упорядочивающими факторами деэскалации современной этнополитической ситуации в Канаде.

Ключевые слова: Канада, Квебек, региональная политика, этнополитика, этнолингвистические противоречия и конфликты.

А.В. ВЫСОЦКИЙ кандидат политических наук, докторант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, заместитель главного редактора научного журнала «Евразийский Союз: вопросы международных отношений», Россия, г. Москва

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ

В статье автор анализирует этнополитические особенности Северо-Кавказского региона. Исследует трансформацию этнополитической ситуации с советских времен до наших дней. Рассматривает особенности конфликтов, имевших место в данном регионе.

Ключевые слова: Северный Кавказ, этнополитика, конфликт, власть, регион, взаимодействие, особенности, механизмы, политика.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

А.А. СУЛЕЙМЕН аспирант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Казахстан, г. Астана

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН В УСЛОВИЯХ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

В данной статье проведен анализ достигнутых социально-экономических результатов, а также проблем и возможностей их преодоления Республики Казахстан в рамках и условиях евразийской интеграции.

Ключевые слова: взаимодействие, интеграция, государства, экономические и социальные результаты, перспективы социально-экономического развития.

РЕЦЕНЗИИ

М.Х. ЭКЗЕКОВ докторант кафедры национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Президент Международного объединения содействия развитию абазино-абхазского этноса (АНО) «Алашара», Россия, г. Москва

РЕЦЕНЗИЯ

на монографию Абдулатипова Р.Г., Михайлова В.А. «Судьбы народов России в XXI веке: стратегия государственной национальной политики (Научно-методические основания разработки и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации)». – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2013. – 192 с.)

«Для России, – как пишет Президент Российской Федерации В.В. Путин, – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества» .

Российские политики, ученые, общественные деятели и общество в целом, разделяют опасения Президента России. Правильность этих высказываний подтверждается и выходом в свет совместного труда корифеев национальной политики Российской Федерации, российских ученых и политиков Р.Г. Абдулатипова и В.А. Михайлова, – «Судьбы народов России в XXI веке: стратегия государственной национальной политики (Научно-методические основания разработки и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации)».

Базовое условие укрепления российской государственности заключается в развитии и укреплении современных межнациональных и межэтнических отношений. Однако констатация этого постулата не отражает сложности и противоречивости этого процесса, который сопровождается нестабильностью в других областях российского общества. При урегулировании межнациональных отношений в России самое важное – своевременно реагировать на возникающие проблемы, принимая соответствующие меры.

Учитывая чрезвычайную актуальность выбранной темы в условиях искусственно создаваемых очагов конфликта в многонациональных и многоконфессиональных государствах следует приветствовать выход в свет этой монографии. Обращение авторов к данной проблематике крайне своевременно. Данный труд двух выдающихся политиков и ученых современной России в области национальной политики, межнациональных отношений Рамазана Абдулатипова и Вячеслава Михайлова дополняет стратегию развития межнациональных отношений. Это является важным событием для сотен тысяч граждан России занимающихся проблемами межнациональных отношений и национальной политики в Российской Федерации, от студентов и до академиков, политиков и государственных служащих. Монография представляет большую ценность для целого пласта людей разных профессий и профессиональной принадлежности, от исследователей общественных отношений и до технических работников. Этого говорит об актуальности выбранной темы и беспокойство за межнациональное согласие в российском обществе.

Расширяя постулаты и основополагающие принципы, утвержденные Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным от 19 декабря 2012 г. № 1666 «Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года» , труд авторов является важным элементом в укреплении дружбы между российскими народами. Предельно актуальной и значимой с практической точки зрения является тема монографии. Она непосредственно определяет основные направляющие нашей внутренней политики, которая, в свою очередь, влияют и на внешнюю политику нашей страны.

«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации – это установка власти и общества на обеспечение достойного существования каждого народа, каждого россиянина, всего многонационального народа страны на долгосрочную перспективу. Мы неоднократно повторяли, что национальная политика Российской Федерации – это политика культуры, права и морали, политика обеспечения достойного существования каждого народа, каждого россиянина, всего многонационального народа страны (российской нации)…

…Отсюда и задача Стратегии – обеспечить гармоничное взаимодействие этнонационального и многонационального факторов развития России, а не их противопоставление и разрыв целостности российского опыта социального бытия. Этнонациональная, культурная идентичность гражданина дополняется его гражданской идентичностью. Гражданская зрелость этнонационального самосознания россиян имеет исключительно важное значение для перспектив развития нашего многонационального Отечества» .

«Стратегия государственной национальной политики исходит из принципа паритета интересов самобытности, равноправного развития всех национальностей, всех россиян, а также из принципа их всестороннего, равнодостойного, равноответственного партнерства во всех сферах государственной и общественной жизни. «Мировая цивилизация не может быть в мировом масштабе ничем иным, кроме как коалицией культур, каждая из которых сохраняет свою самобытность» (Леви Строс)»» . Здесь не обошли авторы внимание и отмеченное в Стратегии национальной политики, о соборности и созидательной роли русской нации и занимаемой ею центральном месте в российской общности, ее культуры и языка в формировании и развитии российского многонационального государства. В стратегии особо подчеркивается, что «современное российское государство объединяет основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, историко-культурного наследия всех народов России единый культурный (цивилизационный) код, который характеризуется особым стремлением к правде и справедливости, уважением традиций населяющих Россию народов и способностью интегрировать их лучшие достижения в единую российскую культуру» .

О важной роли русского языка Президент России В.В. Путин отмечал и раньше. «К системным задачам, – говорил он, – безусловно, относится сбалансированная, эффективная языковая политика. Для России с ее этническим, культурным разнообразием и сложным национально-государственным устройством это, безусловно, один из очевидных приоритетов. Вопросы сохранения и развития русского, всех языков народов нашей страны имеют важнейшее значение для гармонизации межнациональных отношений, обеспечения гражданского единства, укрепления государственного суверенитета и целостности России», – так ставит задачу Президент России В.В. Путин .

С распадом некогда могущественного государства СССР, тема межнациональных отношений стала жизненно важным для России так как, этнонациональная и конфессиональная мозаичность и многообразие нашего многонационального и многокультурного государства остается нестабильной и подталкивало на постоянный мониторинг общественных отношений от Калининграда до Владивостока, и от Дербента до Мурманска. К тому же многое в сфере межнациональных отношений в стране, весьма трудно поддаются анализу с общепринятых подходов, основанных на реалистической, идеалистической, институциональной или иных парадигмах, традиционно используемых в теории межнациональных и межэтнических отношениях.

Авторы в своем труде дают ответы на такие вопросы, и поднимают одну из важнейших проблем современного народоустройства. Они изучают сложные и противоречивые процессы межнациональных и межконфессиональных отношений опираясь на тысячелетний исторический опыт предков, личный опыт, знания и свою интуицию. Все это наработано ими в жизнедеятельности и в бытность министрами национальных и федеративных отношений. Многолетние наработки по данной проблематике, накопленный опыт получен в том числе благодаря сотрудничеству с департаментом межнациональных отношений Минрегионразвития Российской Федерации.

В столь же значимой для судеб российских людей проблематике, авторы рассматривают тренды межнациональных отношений применительно к одному из наиболее взрывоопасных регионов России. Северному Кавказу, где Республика Дагестан является ключевой.

Главой Республики Дагестан Рамазаном Абдулатиповым, в Дагестане после подписания Президентом Российской Федерации В.В. Путиным «Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года» по-новому сформируется культурная и образовательная политика, направленная на возрождение лучших достижений традиционной культуры и форсируя интеграционные связи народов и культур страны. Во всех районных центрах создаются и функционируют центры традиционной культуры народов России, разработаны программы региональной культуры и образовательных программ.

Авторы предлагают скорректировать традиционную национальную политику России и провести ее более эффективно, с использованием всего инструментария социальной политики для налаживания добрососедских отношений, в том числе элементы куначества, огромный потенциал региональных, географических, трансграничных связей и возможности народной дипломатии. Особое внимание авторы обращают на необходимость сохранения самобытности культур, обеспечения всем россиянам доступа к российским культурным ценностям, распространению исторических традиций взаимодействия культур народов России, использованию многонационального культурного потенциала России в целях духовно-нравственного совершенствования россиян. Особо авторы указывают на необходимость оказания содействия в возрождении традиции русской, российской культуры, ценностей традиционной культуры.

Естественно, в этом исследуемом объекте, авторы не могут не говорить о столь же глубоком проникновении национальной интеграции населения, в то же время потребность (интеграции) остро ощущается в области национальной безопасности. В этой связи авторы достаточно подробно исследуют и анализируют региональные тренды, межнациональные связи, возможности сотрудничества, указывая на огромную важность восстановления тех механизмов укрепления дружбы между народами, которые были утеряны, или в лучшем случае заменены на «инструментарии толерантности» после распада СССР. В своем труде, они подробно раскрывают главные проблемы межнациональных трений в России, но, самое главное, предлагают пути их решения, четко показывая возможности конструктивного диалога по самым сложным аспектам национальной политики, призывая к восстановлению и возврату того самого наилучшего что было в практике традиций и идеологии дружбы между народами, вместо «толерантной» терпимости.

Авторы остерегают от того, что, не добившись стабилизации в межнациональных отношениях Российской Федерации, непосредственно влияющее на общее состояние развития страны трудно рассчитывать на развитие страны. В этом плане путь укрепления стабильности и экономического развитие в России, лежит через укрепление дружбы между народами.

Сегодня национальная политика России находится на стадии своего укрепления. И в этом плане роль огромного труда исследователей Абдулатипова Р.Г. и Михайлова В.А. состоит, прежде всего, в том, что именно принятие разработанной рабочей группой во главе с экс-министром национальных и федеративных отношений России В.А. Михайловым выше названной Стратегии национальной политики, будет способствовать успокоению российского общества после разразившихся межнациональных конфликтов в российских городах.

Труд авторов – это важнейший элемент, обеспечивающий единство всей России, своими многочисленными культурными, этнонациональными и конфессиональными связями стягивающий воедино и в сторону федерального центра многочисленные народы Российской Федерации. Особое внимание авторы уделяют работе с молодежью, и она должна реализовываться с учетом региональных и местных культурных традиций, опыта межкультурного сотрудничества, межрегиональных культурных связей, организации этнокультурного туризма между регионами.

Книга Абдулатипова Р.Г. и Михайлова В.А. способствует пониманию особенностей регионального межгосударственного взаимодействия, которое складывается в единую матрицу регионального сотрудничества, опирающуюся на единые исторические традиции, на общие культурно-цивилизационные представления, совпадающие в вопросах безопасности с интересами Российского государства. Они отмечают в монографии, важность первоочередных задач реализации Стратегии – это восстановление доверия россиян к органам власти и управления в центре и на местах, в том числе предлагая законодательные акты по повышению ответственности руководителей органов власти, учреждений и предприятий, органов местного самоуправления, школ и вузов за действия или бездействие, которые приводят к обострению межнациональных претензий и конфликтам.

Авторы считают, «Стабилизация межнациональных отношений будет способствовать обеспечению равенства граждан перед законом и судом, независимо от национальности, в формировании благоприятной культурной среды на местах, когда будут невозможны оскорбление, унижение людей из-за их национальной принадлежности, объединении институтов гражданского общества в совместном противодействии межэтнической напряженности» .

Книга будет полезна в учебном процессе для ВУЗов Российской Федерации, особенно для курсов по подготовке специалистов по межнациональным отношениям, регионоведения и региональных связей, политологии и в области международной безопасности. Также издание может представить практический интерес для ведения переговорного процесса по судьбоносным проблемам внутри Российской Федерации. Несомненно, данное издание заинтересует и читателей, постоянно следящих за меняющимися событиями в современном мире.

__________________

Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. – 2012. – 23 января.

http://www.kremlin.ru/acts/bank/36512

Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. «Судьбы народов России в XXI веке: стратегия государственной национальной политики (Научно-методические основания

разработки и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации)». – Махачкала: Издательский дом «Эпоха», 2013. – С. 184.

Там же. – С. 185.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, принята Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // http://base.garant.ru/70284810/#ixzz40FDq7xz7

http://www.kremlin.ru/events/president/news/49491

Там же. – С. 188. 

   
© 2012 ВОПРОСЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ