Научный журнал «Вопросы национальных и федеративных отношений». Том 14. № 10 (115), 2024
СОДЕРЖАНИЕ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. ЭТНОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
- Курбанов Н.И., Варакин М.М. «Русский вопрос» и международное положение в Восточной Азии в 1930-е гг.: взгляд А.И. Деникина
- Плеханов А.А. «Царское око видит далеко» (Тайная канцелярия Петра Великого)
- Бубович С.С. Подготовка кадров в Ульяновской области в послевоенные годы
- Вдовин С.С. Некоторые аспекты межэтнических отношений в Хорезме в конце XVIII – середине XIX в.
- Ивлев Д.М. Реконструкция Вышневолоцкого водораздельного участка в период 1784-1792 гг. в документах Государственного архива Тверской области
- Личак Н.А., Руденко Л.Д., Кривова А.Л. Исторические этапы развития отечественной системы местного самоуправления в советский период
- Лю Чжэнь. Проблемы сотрудничества СССР и Китая в области экономики и торговли
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПОЛИТИКИ
- Легостаев И.А. Дискурс-анализ в политической науке: методологические возможности и ограничения
- Проценко А.В., Бервино Е.Г. Охранительная функция умеренного консерватизма в условиях геополитических трансформаций
- Пряничников Н.О. Развитие концепции мифомотора в этносимволистских теориях нации и национализма
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
- Балынская Н.Р., Дзюбан В.В., Муртазин Р.А. Институционализация основы формирования и реализации государственной национальной политики Российской Федерации
- Абрамов И.О. Сравнительный анализ моделей лоббизма в странах Центральной Азии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
- Летяев В.А., Карпович О.Г., Игнатова К.Э. Суверенизация государственной национальной политики в контексте российского участия в Совете Европы
- Васюшкин А.В. Теоретические аспекты индикативного управления социально-экономическими процессами
- Летяев В.А., Закаурцева Т.А., Ногмова А.Ш., Игнатова К.Э. Разноуровневая модель управленческих решений в Республике Татарстан по противодействию рискам и угрозам в сфере межнациональных отношений
- Баранов О.А., Алексанян Л.В., Болиева А.А., Цаллаева З.В. Основные характеристики и психологические особенности лиц, попавших под влияние идеологии «колумбайна» («скулшутинга»). Алгоритм работы по выявлению фактов распространения скулшутинга в образовательных организациях
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
- Шангараев Р.Н., Гончаров С.В. Особенности формирования турецкой диаспоры в Германии
- Люй Чжэньжун. Элементы китайской культуры в китайской внешней политике на примере Центральной Азии
- Богданова А.В., Жукова Е.В. Влияние исторического мифа на развитие сепаратистских тенденций (на примере Каталонии и Косова)
- Лю Чжэнь. Проблемы сотрудничества СССР и Китая в области экономики и торговли
- Каркин А.С. Влияние политической ситуации на подготовку спортсменов: история и современность
- Юань Чэньчжао, Цянь Чэнь. От советской модели к китайской специфике: сравнительное исследование путей модернизации правящих партий в социалистических государствах
- Гребнев Р.Д. Латиноамериканский регионализм на пути к децентрализации глобального регулирования международных отношений
- Гришанова А.Г. Демографическая безопасность и миграционные процессы в контексте интеграции на постсоветском пространстве
- Цзян Дань. Исследование упорядочения и перевода архивных материалов международных линий связи в Северо-Восточном Китае в период войны сопротивления японской экспансии с точки зрения китайских и российских архивов
- Ощепков Е.Р. Стратегический диалог Японии и АСЕАН: истоки, эволюция, перспективы
- Фам Хоанг Ань, До Тхи Ван Фыонг, Фан Тхи Ньуан. Вьетнам – АСЕАН: политические уроки истории
- Фатхуллина Д.В. Образовательная политика как направление работы Королевства Саудовская Аравия в рамках политики «мягкой силы»
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. ЭТНОЛОГИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.001
УДК 93
Н.И. КУРБАНОВ стажер-исследователь Центра пространственного анализа международных отношений Института международных исследований (ЦПАМО ИМИ) Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел (МГИМО МИД) России, Россия, г. Москва
М.М. ВАРАКИН магистрант исторического факультета Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
«РУССКИЙ ВОПРОС» И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В 1930-Е ГГ.: ВЗГЛЯД А.И. ДЕНИКИНА
Данная статья посвящена изучению, анализу и оценке накаляющейся международной обстановки в Северо-Восточной Азии в первой трети XX века и положению России в восприятии А.И. Деникина. Сравниваются взгляды А.И. Деникина на расстановку сил в Северо-Восточной Азии в 1930-е гг. с реальными тенденциями развития событий в регионе, реализацией внешнеполитической доктрины и имперского проекта Японии в Северо-Восточной Азии. Также рассматривается положение России и русских на Дальнем Востоке в контексте нарастания военно-политического напряжения.
Ключевые слова: Россия, Япония, русская эмиграция, А.И. Деникин, внешняя политика.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.002
УДК 94(470) «1718/1725»
А.А. ПЛЕХАНОВ кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра (фундаментальных военно-исторических проблем) Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации, Россия, г. Москва
«ЦАРСКОЕ ОКО ВИДИТ ДАЛЕКО» (Тайная канцелярия Петра Великого)
В статье рассматриваются причины возникновения этого органа, виды государственных преступлений и порядок следствия по ним. Автор обосновывает вывод о том, что появление в России специальной службы государственной безопасности явилось закономерным этапом становления абсолютной монархии.
Ключевые слова: Тайная канцелярия, Петр I, Преображенский приказ, царевич Алексей, П.А. Толстой, А.И. Ушаков.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.003
УДК 93/94(470).342.54
С.С. БУБОВИЧ аспирант Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, Россия, г. Ульяновск
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
В статье проводится исследовательский анализ по архивным документам, Государственного архива Новейшей истории Ульяновской области (ГАНИ УО) и Государственного архива Ульяновской области (ГАУО), которые вводятся впервые в научный оборот, реализацию партийно-государственной политики по подготовки кадров для образовательных учреждений в начале 1950-х годов. В статье рассматривается проблема обеспеченности кадрами и укомплектованности школ в Ульяновской области в последние годы 1940-х и приводятся статистические данные о численности учителей, их квалификации и распределении по различным типам школ. Ульяновская область, как важный регион в центре страны, сталкивалась с острыми проблемами нехватки школьных помещений, обученных кадров и учебных пособий. Тем не менее, началась программа по восстановлению и строительству новых школ, особенно в сельской местности, где образование традиционно было менее доступно. Ведущие органы образования проводили активную работу по воспитанию нового поколения с акцентом на трудовые традиции и патриотизм.
Ключевые слова: педагог, школа, подготовка кадров, Ульяновская область, укомплектованность школ.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.004
УДК 93/94
С.С. ВДОВИН научный сотрудник Института востоковедения РАН, Россия, г. Москва
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ХОРЕЗМЕ В КОНЦЕ XVIII – СЕРЕДИНЕ XIX В.
В данной статье рассматривается вопрос межэтнических отношений в Хорезме в конце XVIII – середине XIX в. на основе воспоминаний посетивших данный оазис лиц, хроник, написанных на чагатайском и персидском языках, и прочих материалов. Делается вывод о том, что коммуникации между этническими общностями в Хорезме носили многогранный и не всегда мирный характер, проявляясь в социально-экономической и культурно-политической сферах жизни местного социума и отражаясь на способах хозяйствования и мировосприятии тех или иных народов и племен.
Ключевые слова: Хорезм, Хивинское ханство, кунграты, межэтнические отношения.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.005
УДК 93/94
Д.М. ИВЛЕВ аспирант Санкт-Петербургского института истории Российской академии наук, Россия, г. Санкт-Петербург
РЕКОНСТРУКЦИЯ ВЫШНЕВОЛОЦКОГО ВОДОРАЗДЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ПЕРИОД 1784-1792 ГГ. В ДОКУМЕНТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Введение: в конце XVIII в. Вышневолоцкая водная система занимала особое место в экономике Российской империи. До восьмидесяти процентов жизненно необходимых грузов из центральной России поставлялось по Вышневолоцкому водному пути. В столицу шли караваны судов с хлебом, железом, корабельным лесом. При прохождении Вышневолоцкого водораздельного участка водной системы нередко возникали проблемы, вызванные малым количеством воды. Проблемы в движении караванов и обветшание основных гидротехнических объектов системы сказывались на жизни столицы империи. Поэтому решение этих проблем стало приоритетной задачей ведомства водных коммуникаций. Решить эту проблему должна была масштабная реконструкция объектов инфраструктуры водного пути, включившая в себя строительство новых шлюзов и плотин, создание каналов и дополнительных водохранилищ. В научной литературе процесс реконструкции одного из самых важных участков Вышневолоцкой водной системы освещен лишь в общих чертах, без указания конкретной информации, позволяющей проследить ход и итоги работ. Поэтому он представляет особый научный интерес.
Цель: детальное описание процесса реконструкции Вышневолоцкого водораздела в последней четверти XVIII в., установка имен инженеров, подрядчиков и непосредственных исполнителей.
Задачи: выявление в фондах Тверского государственного архива и анализ новых источников информации по реконструкции Вышневолоцкого водораздела.
Методы: анализ известных работ, касавшихся темы реконструкции Вышневолоцкой водной системы, сбор и обобщение архивных материалов, касающихся работ на объектах водной системы и оценка полученной в ходе исследования информации.
Результат: установлена наиболее полная картина хода постройки Тверецкого и Цнинского шлюзов, Заводского бейшлота, Рудневского канала.
Вывод: на основании изученных материалов в научный оборот вводятся новые даты начала работ – 1784 год и завершения постройки Тверецкого шлюза – 1787 г., работы по реконструкции гидротехнических объектов на Вышневолоцком водоразеделе датируются 1784-1792 гг., среди имен непосредственных лиц, причастных к работам впервые назван шлюзный мастер Еник, а также имена подрядчиков и исполнителей работ из Каргопольского уезда, Вышнего Волочка и окрестных селений.
Ключевые слова: водный путь, водохранилище, Вышневолоцкая водная система, Екатерина II, гидротехнические сооружения, шлюз.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.006
УДК 352.07
Н.А. ЛИЧАК доктор культурологии, доцент, профессор кафедры современных аксиологических проблем и религиозной мысли, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Россия; заведующий кафедрой гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», Россия, г. Ярославль
Л.Д. РУДЕНКО кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры социально-политических институтов, процессов и технологий, ФГБОУ ВО Российский государственный социальный университет», г. Москва, Россия; доцент кафедры гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный технический университет», Россия, г. Ярославль
А.Л. КРИВОВА старший преподаватель кафедры социально-политических институтов, процессов и технологий, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Россия, г. Москва
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В статье рассмотрены принципы взаимодействия государственных и местных органов власти в разные периоды в советском государстве. Анализируя эволюционные основы местного самоуправления в стране и выделив основы, заложенные в управление советским обществом, следует отметить, что координация развития государства на базе социалистических принципов являлась важнейшим условием сохранения стабильности советского политического режима. В ходе анализа положений работ советских классиков и отечественных исследователей были применены методы историко-философского анализа, сравнительного анализа, междисциплинарный подход. Было отмечено, что процесс опоры на местные органы власти интенсифицировался в стабильные периоды развития советского общества и замедлялся в условиях угрозы и вызовов военного времени. Базовым выводом проведенного исследования является тот, что в советском обществе в условиях тоталитарного ограниченного государственного управления сформировалась собственная модель местного самоуправления. Вместе с тем идеологические, административные и хозяйственные барьеры, стоявшие на пути развития местного самоуправления, постепенно снижались, стимулируя участие граждан в общественном политическом и экономическом управлении. Схема взаимодействия характеризовалась целым рядом особенностей, которые в дальнейшем способствовали ее трансформации.
Ключевые слова: местное самоуправление, государственная власть, исторические этапы, СССР.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.007
УДК 93/94
ЛЮ ЧЖЭНЬ аспирант кафедры истории России историко-филологический института Государственного университета просвещения, Россия, г. Мытищи
ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СССР И КИТАЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами сотрудничества СССР и Китая в области экономики и торговли. Изучена история формирования отношений между СССР и Китаем, которая прошла длительную эволюцию в своем развитии. Рассмотрен период разрозненности отношений между странами-союзниками. Изучены основные факторы улучшения торгово-экономических отношений в данный период времени. Проведен анализ показателей развития торговли СССР и Китая за 1988-1991 гг., который позволил выявить положительную динамику и возможные дальнейшие ориентиры торгово-экономического сотрудничества. На сегодняшний день Китай и Россия являются важными стратегическими партнерами и имеют тесные отношения. Добрососедские отношения являются главным приоритетом для обеих стран, поскольку они считают политику, экономику и культурный обмен важными для продвижения взаимовыгодных отношений между соседними странами. Развитие экономики и торговли остается одним из главных приоритетов ведения деловых отношений на международной арене.
Цель: изучить проблемы сотрудничества СССР и Китая в области экономики и торговли, выявить основные особенности и черты.
Методы: метод анализа, сравнения, логического рассуждения.
Результаты: Изучены проблемы сотрудничества СССР и Китая в области экономики и торговли. Выявлены основные особенности и черты.
Выводы: Развитие торгово-экономических отношений между СССР и Китаем прошли длительный этап эволюции, который сопровождался падениями и взлетами. Однако, данный этап развития позволил добиться положительных результатов, которыми явились расширение торговых связей и укрепление взаимовыгодного сотрудничества, расширение товарооборота, увеличение экспорта и импорта на международном рынке, повышение финансовой устойчивости, деловой активности, а также экономической безопасности. Полученные результаты определили ориентиры дальнейшего сотрудничества и развития торгово-экономической деятельности.
Ключевые слова: проблемы, СССР, Китай, экономика, торговля, развитие, связи.
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.008
УДК 303.442.4:32
И.А. ЛЕГОСТАЕВ аспирант кафедры сравнительной политологии факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
ДИСКУРС-АНАЛИЗ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ
В статье рассматривается роль и место дискурс-анализа в методологическом инструментарии современной политической науки. На основе систематизации теоретических подходов и анализа практического применения метода выявляются его ключевые возможности и ограничения в исследовании политических процессов и явлений. Особое внимание уделяется критическому дискурс-анализу как междисциплинарной методике, позволяющей интегрировать качественные и количественные подходы в политических исследованиях. Автором проанализирован международный и отечественный опыт использования дискурс-анализа в политологии, выявлены основные тенденции и проблемы его применения. Предложены пути повышения эффективности использования метода в политологических исследованиях. Научная новизна работы заключается в комплексном рассмотрении методологического потенциала дискурс-анализа для развития политической науки и разработке рекомендаций по его интеграции в исследовательские практики.
Ключевые слова: дискурс-анализ, политическая наука, методология политических исследований, критический дискурс-анализ, качественные методы, количественные методы, политический дискурс.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.009
УДК 316.75:32
А.В. ПРОЦЕНКО кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления Луганского государственного университета им. В. Даля, Россия, г. Луганск
Е.Г. БЕРВИНО аспирант кафедры государственного управления Луганского государственного университета им. В. Даля, Россия, г. Луганск
ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ УМЕРЕННОГО КОНСЕРВАТИЗМА В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ
В качестве наиболее конструктивной формы современной идеологии консерватизма применительно к адаптации политический системы и в целом развития российской государственности рассмотрена концепция умеренного консерватизма, сущностным и функциональным ядром которой выступает ее охранительный базис. Проанализированы особенности понимания умеренного консерватизма в концепциях западных и отечественных авторов, осмыслены критерии различия между умеренным и чистым типом консерватизма охранительного. Сформулированы основные функциональные векторы применения на практике охранительного потенциала и направлений концепции.
Ключевые слова: доктрина, консерватизм, умеренный консерватизм, охранительные функции, идеология, эволюция, трансформация, традиционные ценности, суверенитет, идентичность.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.010
УДК 32
Н.О. ПРЯНИЧНИКОВ аспирант кафедры философии политики и права философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ МИФОМОТОРА В ЭТНОСИМВОЛИСТСКИХ ТЕОРИЯХ НАЦИИ И НАЦИОНАЛИЗМА
В статье исследуется развитие концепции мифомотора в работах двух главных представителей этносимволистского подхода в исследованиях нации и национализма – Джона Армстронга и Энтони Смита. Эта концепция занимает важное место в этносимволистстком подходе. Однако, в современной отечественной и зарубежной научной литературе по теме этносимволизма концепция мифомотора либо вовсе не рассматривается, либо описывается крайне кратко, в качестве вспомогательного элемента.
Цель исследования состоит в построении целостной картины этого развития, в которой будет показано, как изменилась концепция мифомотора в работе Смита 1986 года по сравнению с работой Армстронга 1982 года. Для достижения этой цели в статье выполняются следующие задачи исследования: последовательный анализ работы Джона Армстронга «Нации до национализма» и работы Энтони Смита «Этнические истоки наций», сравнение подходов авторов к концепции мифомотора, а также поиск и анализ иной научной литературы по теме статьи. Основными методами исследования являются сравнительный анализ, контент-анализ и логический анализ названных выше работ.
Результатом исследования является подробное сравнение концепции мифомотора в работах Армстронга и Смита, построение целостной картины развития этой концепции в их работах. Делается вывод о том, что Армстронг впервые сделал мифомотор частью этносимволистского подхода, дал ему современное определение, осуществил его первичную теоретическую разработку и применил к анализу исторического материала. В более поздней работе Смита концепция мифомотора получила серьезное развитие, прежде всего в теоретическом плане – им была создана типология мифомоторов, и подробно описан каждый из этих типов. Работы Армстронга и Смита сформировали то понимание мифомотора, которое и сегодня используется в исследованиях нации и национализма.
Ключевые слова: мифомотор, этносимволизм, Джон Армстронг, Энтони Смит, миф, нация, полития.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.011
УДК 32.323
Н.Р. БАЛЫНСКАЯ доктор политических наук, доцент, проректор ГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского», Россия, г. Челябинск
В.В. ДЗЮБАН доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Истории и философии» ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Россия, г. Москва
Р.А. МУРТАЗИН кандидат педагогических наук, доцент кафедры МиГУ ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, г. Магнитогорск
ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Актуальность изучения институциональной основы формирования и реализации государственной национальной политики Российской Федерации в современных условиях не вызывает сомнений. Многонациональный состав страны, характеризующийся сложным переплетением этнических, религиозных и культурных идентичностей, сам по себе обуславливает необходимость глубокого анализа механизмов, обеспечивающих гармоничное сосуществование различных групп населения и предотвращение межэтнических конфликтов, что и раскрывается авторами исследования.
Ключевые слова: государственная национальная политика, миграция, национальные меньшинства, этнические конфликты.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.011
УДК 32
И.О. АБРАМОВ аспирант кафедры сравнительной политологии факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ЛОББИЗМА В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Лоббизм на сегодняшний день является одним из важнейших способов коммуникации между группами интересов и органами власти в каждой стране. Кроме того, сегодня этот институт превращается в важнейших механизм внешней политики государств, позволяя через бизнес, проводить собственные интересы за рубежом. В этой связи становится актуальным исследование моделей лоббизма в странах Центральной Азии как очень важного направления деятельности российского государства и бизнеса.
Целью данной работы является определение ключевых характеристик, присущих для модели лоббизма стран Центральной Азии. Соответственно исходя из поставленной цели будут решаться следующие задачи: определение общего и частного для лоббизма в странах Центральной Азии, исследование законодательства, регулирующего контакты властей и групп интересов, определение особенностей взаимодействия групп интересов с властью в данных странах, а также основных каналов доступа для взаимодействия с властями. Основными методами исследования являются кросснациональный сравнительный анализ, а также анализ документов.
В результате исследования было определено, что модель лоббизма Центральной Азии является переходной от управляемой к плюралистической, поэтому для нее характерна высокая роль неформальных институтов. Основным каналом связи между группами интересов и лицами, принимающими решения могут считаться бюрократия и исполнительные органы власти, так как они обладают высокой значимостью в местных политических системах. Общественное мнение, законодательные органы власти и партии обладают меньшим влиянием, поэтому не столь важны для лоббистов. Законодательное регулирование лоббизма, в том числе иностранного, развито достаточно слабо, большая часть законопроектов затрагивают данную проблему только косвенно.
Ключевые слова: лоббизм, группы интересов, политика, управление, Центральная Азия.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПОЛИТИКИ
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.012
УДК 32, 323, 323.2, 325, 351
В.А. ЛЕТЯЕВ доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
О.Г. КАРПОВИЧ доктор юридических наук, доктор политических наук, профессор, проректор по научной работе Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
К.Э. ИГНАТОВА кандидат юридических наук, доцент Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волгоград
СУВЕРЕНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКОГО УЧАСТИЯ В СОВЕТЕ ЕВРОПЫ
В статье рассмотрена проблематика, посвященная стратегии национальной политики как послания государства, в аспекте возникновения актуализации «обратной связи» государства с обществом. Цели статьи охарактеризовать процесс суверенизации государственной национальной политики изменении ее свойств, под влиянием внутренних и внешних вызовов в условиях ее суверенизации, что дополняет имеющиеся в науке представления об обеспечении эффективности государственной национальной политики. Применены: метод системного анализа, исторический и сравнительно-правовой методы. Результаты исследования дополняют научное знание о государственной национальной политике в условиях ее суверенизации.
Ключевые слова: Россия, национальная политика, государство, суверенитет, этнополитика, Совет Европы, Европейский Суд.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.013
УДК 32
А.В. ВАСЮШКИН аспирант Института государственной службы и управления РАНХиГС, Россия, г. Москва
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
В условиях глобальных трансформаций экономических парадигм традиционные подходы к управлению экономическим ростом становятся неадекватными, требуя инновационных методов регулирования. Актуальность исследования обусловлена необходимостью адаптации принципов индикативного управления с микроэкономического уровня на макроэкономический, учитывая комплексность и многоаспектность национальных и глобальных экономических систем. Целью работы является разработка универсального алгоритма индикативного управления макроэкономическими процессами через детализацию его основополагающих принципов. Для достижения поставленной цели были проведены идентификация и анализ специфических характеристик индикативного управления на макроуровне, а также сравнительный анализ национальных моделей реализации индикативного управления в таких странах, как Франция, Япония, Китай и Германия. Методологической основой исследования стали системный подход и компаративный анализ. Результатом работы стало формирование теоретико-методологического фундамента для эффективного применения индикативного управления в макроэкономическом регулировании, включающего четыре ключевые функции: информационно-координирующая, информационно-ориентирующая, направляющая и целеопределяющая. Кроме того, разработаны принципы объективности, системности, непрерывного развития и другие, обеспечивающие системность и адаптивность управленческих решений на государственном уровне. Выводы работы подчеркивают значимость индикативного управления как динамичного и гибкого механизма, способного обеспечить устойчивое и прогрессивное развитие национальной экономики в долгосрочной перспективе.
Ключевые слова: индикативное управление, макроэкономика, стратегическое планирование, экономическое регулирование, социально-экономические процессы, системный подход, национальная экономика, устойчивое развитие.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.014
УДК 32, 323, 323.2, 325, 351
В.А. ЛЕТЯЕВ доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, профессор Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
Т.А. ЗАКАУРЦЕВА доктор исторических наук, профессор Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
А.Ш. НОГМОВА кандидат политических наук, доцент, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
К.Э. ИГНАТОВА кандидат юридических наук, доцент Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волгоград
РАЗНОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РИСКАМ И УГРОЗАМ В СФЕРЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье рассмотрены локальные риски и угрозы в сфере межнациональных отношений на территории Республики Татарстан. Цель статьи – охарактеризовать процесс урегулирования возникающих проблем в сфере этноконфессиональных отношений, используя положительную практику одного из регионов России (Республика Татарстан), определить локальную факторы, влияющие на эффективность государственной национальной политики. Применены: метод системного анализа, исторический и сравнительно-правовой методы. Результаты исследования дополняют научное знание о рисках и угрозах в сфере межнациональных отношений.
Ключевые слова: полиэтническое государство, межнациональные отношения, государственная власть, национальная политика, государственное управление.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.015
УДК32
О.А. БАРАНОВ руководитель аппарата Антитеррористической комиссии в Республике Северная Осетия-Алания (АТК в РСО-Алания), Россия, г. Владикавказ
Л.В. АЛЕКСАНЯН Врио руководителя Центра психологического сопровождения образования при ГБПОУ «Северо-Осетинский педагогический колледж», Россия, г. Владикавказ
А.А. БОЛИЕВА главный специалист отдела обеспечения безопасности образовательных учреждений государственного бюджетного учреждения «Центр сопровождения деятельности Министерства образования и науки Республики Северная Осетия-Алания», Россия, г. Владикавказ
З.В. ЦАЛЛАЕВА педагог-психолог Центра профилактики девиантного поведения детей и молодежи ГБПОУ «Северо-Осетинский педагогический колледж», Россия, г. Владикавказ
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ПОПАВШИХ ПОД ВЛИЯНИЕ ИДЕОЛОГИИ «КОЛУМБАЙНА» («СКУЛШУТИНГА»). АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ФАКТОВ РАСПРОСТРАНЕНИЯ СКУЛШУТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В данной статье рассматриваются основные характеристики и психологические особенности лиц, попавших под влияние идеологии «колумбайна» (скулшутинга). Также представлены поведенческие маркеры, направленные на раннее выявление потенциальных колумбайнеров для эффективного осуществления превентивных мер. В статье отображен алгоритм работы по профилактике и выявлению фактов распространения скулшутинга в образовательных организациях РСО-Алания.
Ключевые слова: колумбайн, скулшутинг, субкультурные течения, поведенческие маркеры, интернет-сообщества, угроза, буллинг.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.016
УДК 32.327
Р.Н. ШАНГАРАЕВ доктор политических наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры стратегических коммуникаций и государственного управления Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
С.В. ГОНЧАРОВ студент бакалавриата факультета «Международные отношения» Дипломатической академии МИД России, Россия, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРЕЦКОЙ ДИАСПОРЫ В ГЕРМАНИИ
Цель исследования. Статья посвящена особенностям формирования турецкой диаспоры в Германии, анализу османо-прусских, а затем турецко-германских отношений в политической, экономической, военной и культурной сферах. Кроме того, целью данной статьи является анализ иммиграционной политики ФРГ в период холодной войны и на современном этапе с учетом новых вызовов, которые страна вынуждена преодолевать из-за ошибок прошлого. Приведен ряд двусторонних соглашений, предусматривающих меры для привлечения новых трудовых сил для поддержания стабильного роста населения среди молодежи в Германии. Представлен взгляд А. Давутоглу в монографии «Стратегическая глубина» на отношения между странами в период Османской империи и после ее распада. Для преодоления социальной изоляции турок в Германии Первый секретарь Департамента кадров МИД России, кандидат политических наук Александр Евгеньевич Надеждин предлагает один из путей решения данной проблемы. По его мнению, именно спортивная деятельность могла бы способствовать культурному взаимопроникновению турок и этнических немцев. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что пока не будет воли и желания, как государственных структур, так и самих турецких мигрантов, и пока политическое руководство не извлечет уроки прошлого, раскол и неоднородность будут и далее сохраняться в немецком социуме.
Ключевые слова: турецкая диаспора, иммиграционная политика ФРГ, интеграция, Стратегия национальной безопасности Германии 2023 г., Коалиционное соглашение 2021 г.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.017
УДК 32.327
ЛЮЙ ЧЖЭНЬЖУН аспирант кафедры политологии Востока факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ЭЛЕМЕНТЫ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КИТАЙСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
В данной статье рассматривается один из подходов китайской школы международных отношений, основанный на взаимосвязи китайской культуры и современной внешней политики Китая. Прикладной аспект подтверждается реализацией китайского курса в центральноазиатском регионе на основе анализа опубликованных правительством и МИД КНР документов. Представлены четыре важных элемента культуры Китая (тенденция, взаимосвязанность, взаимодополняемость и изменяемость), определенные известным ученым Цинь Яцином. В статье показано, как объяснить суть культурных элементов и выявить культурную причину внешнего действия Китая. Большое внимание уделено исследованию связи между конкретных приложений официальных документов и элементами культуры.
Ключевые слова: международные отношения, внешняя политика КНР, внешнеполитический курс КНР в ЦА, китайская культура, Цинь Яцин, механизм сотрудничества Китая и ЦА.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.019
УДК 329.7
А.В. БОГДАНОВА аспирант кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук, Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
Е.В. ЖУКОВА студент бакалавриата по направлению «Зарубежное регионоведение» Института иностранных языков Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МИФА НА РАЗВИТИЕ СЕПАРАТИСТСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ КАТАЛОИИ И КОСОВА)
В статье рассматриваются особенности влияния исторического мифа и укоренившихся интерпретаций исторических событий на развитие сепаратистских тенденций на территории Испании и Сербии. Авторы делают вывод о том, как современные движения за независимость используют исторические события для формирования необходимых причин для оправдания притязаний на суверенитет. Акцент делается на том факте, что данный рычаг воздействия глубоко укореняется в культуре, в обществе, так как лидеры сепаратистских движений регулярно в своих выступлениях обращаются к нужной интерпретации. Целью работы является анализ влияния исторического мифа на развитие сепаратистских тенденций. Авторы приходят к идее, что наличие исторической подоплеки является необходимым условием для усиления движений за независимость.
Ключевые слова: Сербия, Косово, Испания, Каталония, исторический миф, битва на Косовом поле.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.020
УДК 32
А.С. КАРКИН аспирант факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Взаимосвязь спорта и политики становится особенно заметной в периоды бойкотов, санкций и допинговых скандалов. Становясь заложниками политических решений, спортсмены сталкиваются с множеством преград, что подчеркивает значимость изучения воздействия политики на спортивную сферу и карьерное развитие.
Цель статьи – анализ воздействия политической обстановки на подготовку спортсменов, включая как исторические примеры, так и современные события.
В исследовании использованы следующие методы: историко-аналитический метод для анализа влияния политических факторов на спорт в прошлом с опорой на научные работы; контент-анализ средств массовой информации для изучения современных политических трендов, влияющих на подготовку спортсменов; сравнительный анализ, позволивший сопоставить политические события и их влияние на спорт в разные исторические периоды.
Автор детально рассматривает бойкоты Олимпийских игр 1980 и 1984 годов, проблемы, связанные с допингом, а также современные санкции, наложенные на российских атлетов. Особое внимание уделено последним событиям, таким как Олимпиада и Паралимпиада 2024 года в Париже, а также миграции спортсменов, стремящихся найти более благоприятные условия для продолжения своей карьеры.
В работе подчеркивается, что политическая ситуация создает новые вызовы для спортивной сферы, усложняя участие спортсменов в международных соревнованиях и влияя на их мотивацию и профессиональное развитие.
В заключении статьи отмечается, что спортивные организации и сами атлеты должны продолжать искать пути преодоления политических барьеров, стремясь обеспечить справедливость и равенство в спорте. Несмотря на политические препятствия, спорт остается важным элементом культурной и общественной жизни, способствуя международному сотрудничеству и личностному росту.
Ключевые слова: политика, спортсмены, тренировки, допинг, международные санкции, бойкот.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.021
УДК 32
ЮАНЬ ЧЭНЬЧЖАО магистрант Университета Мельбурна, Китай
ЦЯНЬ ЧЭНЬ кандидат экономических наук, Исследовательский центр Haina HIC, Институт региона дельты Янцзы Университета Цинхуа, Чжэцзян, Китай
ОТ СОВЕТСКОЙ МОДЕЛИ К КИТАЙСКОЙ СПЕЦИФИКЕ: СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВЯЩИХ ПАРТИЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
От советской модели к китайской специфике: сравнительное исследование путей модернизации правящих партий в социалистических государствах представляет собой важный аспект анализа эволюции социалистических систем управления и их адаптации к новым реалиям. Советский Союз, являясь первопроходцем социалистической модели, разработал структуру правящей партии, которая была интегрирована во все сферы государственного управления. Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) играла центральную роль в политической жизни страны, контролируя экономические, социальные и культурные аспекты через централизованную, иерархическую систему партийных органов. Модернизация в Советском Союзе осуществлялась через планы, разрабатываемые и реализуемые государством, без серьезных изменений в политической системе, что привело к кризису в 1980-е годы и последующему распаду государства. Китай, в свою очередь, изучил опыт Советского Союза и применил его с учетом национальных особенностей, создав модель, известную как «социализм с китайской спецификой». После реформ Дэн Сяопина, начавшихся в 1978 году, Коммунистическая партия Китая (КПК) сосредоточилась на экономической модернизации, сохраняя при этом контроль над политической системой. В отличие от Советского Союза, где политические реформы застопорились, Китай начал активно внедрять рыночные элементы в экономику, что позволило добиться высокого экономического роста при сохранении однопартийной системы. КПК смогла гибко адаптироваться к вызовам, сохраняя власть через регулярные внутренние реформы, ротацию кадров и совершенствование системы управления.
Ключевые слова: модернизация, правящие партии, социалистические государства, КПСС, КПК, идеология, внутрипартийная демократия, антикоррупция, экономика, социальная мобилизация.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.022
УДК 32.327
Р.Д. ГРЕБНЕВ кандидат юридических наук, старший научный сотрудник, заместитель декана факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова по международному сотрудничеству, Россия, г. Москва
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ РЕГИОНАЛИЗМ НА ПУТИ К ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье представлены результаты исследования идеи латиноамериканского регионализма, которая обнаруживается впервые в политико-правовой доктрине Симона Боливара, а особенности ее реализации находятся в зависимости от глобализационных политических процессов на протяжении всей истории, вплоть до актуальной в настоящее время поляризации системы международных отношений.
В результате исследования было выделено четыре этапа развития идеи латиноамериканского регионализма, которым соответствуют четыре этапа эволюции международных организаций и объединений регионального интеграционного характера. Выявленным этапам исторического развития латиноамериканского регионализма свойственна последовательная смена идеологических концепций, начиная с интеграционного антиколониализма, восприятия марксизма-ленинизма, а затем – неолиберализма, на смену которого может прийти идеология справедливости, равенства и порядка, свойственная концепции многополярности.
Анализ развития интеграционных институтов в Латинской Америке демонстрирует преемственность субрегиональных интеграционных процессов на принципах смежности публичных интересов групп южноамериканских государств. Смена внешнеполитической парадигмы отдельных латиноамериканских стран является причиной дестабилизации региональной системы международных отношений. Вместе с тем развитие международных организаций и объединений в Латинской Америке демонстрирует относительную устойчивость субрегионального политического климата, а пересечение составов участников указанных образований позволяет прогнозировать постепенную гармонизацию существующих подходов к организации полноценной региональной системы регулирования международных отношений в будущем.
Дифференциация подходов к регионализации политических процессов в Латинской Америке на современном этапе является предпосылкой восприятия регионом принципа децентрализации глобального регулирования международных отношений, свойственного концепции справедливого многополярного миропорядка. На основании результатов исследования с применением методологии глобального прогнозирования представляется возможным предполагать, что формирование региональной системы регулирования международных отношений в Латинской Америке, сопоставимой с полюсом многополярного мира, возможно при условии суверенного развития южноамериканских стран (исключающего внешнее регулирование), а также развороте внешней политики США в сторону многополярности вследствие консолидации стран Глобального Юга или Мирового большинства.
Ключевые слова: латиноамериканский регионализм, децентрализация глобального регулирования международных отношений, глобальное управление, многополярность, глобализация политических процессов.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.023
УДК 32
А.Г. ГРИШАНОВА кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, Россия, г. Москва
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Актуальность исследования демографического развития России на сегодняшний день является общепризнанной. В статье поднимается тема демографической безопасности в РФ, подчеркивается необходимость рассмотрения данного понятия в рамках национальной безопасности страны, а также в рамках миграционных связей и демографического развития со странами ЕАЭС. Процессы глобализации и регионализации – две особенно популярные категории при характеристике межгосударственных миграционных процессов, которые являются наиболее чутким барометром происходящих в мире бесконечных трансформаций в социально-экономической и социально-политической жизни. Представляет интерес ретроспективное рассмотрение опыта участия России в таком интеграционном объединении, как СЭВ, чтобы учесть прошлые успехи и ошибки в современных интеграционных взаимосвязях в рамках ЕАЭС. Рассматриваются четыре этапа с 1949 по 1991 гг., приводятся сравнения с развитием отношений РФ и ЕАЭС в наши дни. Учитывая этот опыт, сохраняется актуальность разработки предложенной С.В. Рязанцевым Концепции миграционной политики стран ЕАЭС, и ее учет при разработке Стратегии демографического развития РФ, предложенной Л.Л. Рыбаковским.
Ключевые слова: Россия, Концепция миграционной политики ЕАЭС, Стратегия демографического развития РФ, демографическая безопасность.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.024
УДК 94
ЦЗЯН ДАНЬ доцент, Хэйхэский университет, Китай
ИССЛЕДОВАНИЕ УПОРЯДОЧЕНИЯ И ПЕРЕВОДА АРХИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КИТАЕ В ПЕРИОД ВОЙНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ЯПОНСКОЙ ЭКСПАНСИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КИТАЙСКИХ И РОССИЙСКИХ АРХИВОВ
Во время военных действий между Японией и Китаем, начавшихся в 1937 году, международные линии связи на Северо-востоке обеспечивали ключевой путь для контактов между Коммунистической партией Китая (КПК), Коминтерном и Советским Союзом, а также для транспортировки военных документов в чрезвычайно сложных условиях. В статье на основе исследования китайских и российских архивов автор собрал и перевел архивные материалы о Северо-восточном международном транспортном пути в этот период. На основе проведенного исследования были раскрыты его ключевые исторические предпосылки, процесс создания, механизм работы и дальнейшее влияние на китайскую революцию, а также военный конфликт между Японией и Китаем. Благодаря глубокому исследованию архивных материалов Китая и России данная статья не только обогащает исследование истории Северо-восточных военных действий, но и открывает новые перспективы для изучения истории и современных международных отношений КПК.
Ключевые слова: архивные документы, северо-восточные международные линии связи, военный конфликт, военные действия.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.025
УДК 32.327
Е.Р. ОЩЕПКОВ стажер-исследователь, востоковед-международник факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Россия, г. Москва
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ ЯПОНИИ И АСЕАН: ИСТОКИ, ЭВОЛЮЦИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ
В данной статье анализируются истоки, динамика и перспективы стратегических отношений между Японией и государствами Юго-Восточной Азии. Первоначально страны АСЕАН воспринимали Японию исключительно в качестве угрозы из-за травмирующего опыта Второй Мировой войны, однако с 1970-х годов (после того, как японское правительство обнародовало так называемую «Доктрину Фукуды») ситуация стала постепенно меняться. К концу 20 века стороны установили прочные экономические связи, на базисе которых впоследствии стал формироваться политический, технический, военный и стратегический диалог. По состоянию на первую половину 2020-х годов, Японию и членов АСЕАН объединяет целый комплекс структур, целенаправленно ориентированных на проблематику глобальной и региональной безопасности: от продовольственных аспектов до ядерных и цифровых. Важнейший индикатор трансформации отношений Японии и АСЕАН – протоколы и стенограммы ежегодных саммитов. Изменения стратегического дискурса подтверждаются как количественным, так и качественным анализом. В период с 2019 (последний год перед началом международной турбулентности в виде пандемии COVID-19 и объявления Специальной Военной Операции) по 2024 годы представители Японии и стран Юго-Восточной Азии встречались 6 раз. Поначалу проблематика стратегической стабильности затрагивалась изредка и вскользь. Обеспокоенность угрозами проявлялась лишь посредством призыва к разоружению, уважению международного права и выполнению резолюций СБ ООН. Впоследствии понимание различных аспектов безопасности радикально изменилось – и Япония, и члены АСЕАН стали акцентировать внимание на продовольственной безопасности (последствия «зерновой сделки»), энергетической безопасности (итоги «антироссийского эмбарго»), цифровой безопасности (результаты «хакерских войн» западных и не-западных стран). Все это свидетельствует о том, что: 1) государства Юго-Восточной Азии занимают более весомое место в японском взгляде на региональную и международную архитектуру безопасности; 2) стратегическим связям Японии и АСЕАН свойственен планомерный прогресс, который отражен в нормативно-правовых актах и публичных документах.
Ключевые слова: Япония, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, стратегический диалог, глобальная безопасность, региональная безопасность, международные отношения.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.026
УДК 32.327
ФАМ ХОАНГ АНЬ помощник директора РЦНК в г. Ханое по внешним связям, аспирантка факультета социальных и гуманитарных наук РУДН им. Патриса Лумумбы, Вьетнам, г. Ханой
ДО ТХИ ВАН ФЫОНГ аспирантка кафедры государственного управления и национальной безопасности факультета национальной безопасности Института Права и национальной безопасности, РАНХиГС, Вьетнам
ФАН ТХИ НЬУАН Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; Университет Винь, Вьетнам
ВЬЕТНАМ – АСЕАН: ПОЛИТИЧЕСКИЕ УРОКИ ИСТОРИИ
В статье анализируются отношения Вьетнама с АСЕАН с точки зрения соответствия одному из ведущих принципов международного права: взаимной выгоды отношений сотрудничества и рассматривается вопрос, является ли членство в АСЕАН взаимовыгодным для обоих акторов.
Ключевые слова: внешняя политика, Вьетнам, АСЕАН, интеграция, Коммунистическая партия Вьетнама.
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.027
УДК 32.327
Д.В. ФАТХУЛЛИНА соискатель ученой степени кандидата политических наук МГУ им. М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ КОРОЛЕВСТВА САУДОВСКАЯ АРАВИЯ В РАМКАХ ПОЛИТИКИ «МЯГКОЙ СИЛЫ»
Основная задача концепции «мягкой силы» в международной политике – привлекать граждан и институциональные организации других стран на свою сторону, добиваться поддержки собственной повестки дня, привлекательности политического курса и эффективности институтов. В отличие от «жесткой силы» (военной, экономической), «мягкая сила» оперирует на уровне идеологий, ценностей, культурных обменов и дипломатических отношений. Она направлена на формирование позитивного образа государства, повышение его влияния через распространение культурных и социальных ценностей, создание привлекательного бренда страны, продвижение своей культуры и языка, а также через участие в международных организациях и поддержание открытого диалога. «Мягкая сила» способствует укреплению международного сотрудничества и снижению конфликтности, создавая основу для долгосрочного доверия и взаимопонимания между народами.
Ключевые слова: Саудовская Аравия, мягкая сила, Персидский Залив, образование.
РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ
DOI 10.35775/PSI.2024.115.10.028
УДК 32
Н.П. МЕДВЕДЕВ главный редактор журнала «Вопросы политологии, депутат Государственной Думы ФС РФ второго созыва, Россия, г. Москва
Д.Е. СЛИЗОВСКИЙ доктор исторических наук, профессор РУДН им. П. Лумумбы, Россия, г. Москва
ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)
В первой части статьи под углом зрения подмеченной исследователями исчерпаемости традиционного эвристического потенциала политического знания, универсальности глобальных и локальных процессов, перспектив конкуренции различных моделей развития, на основе публикаций в ведущих российских журналах, делается попытка проанализировать научные исследования ученых политологов, связанные с развитием российской партийной системы и ее влияние на легитимизацию политической власти в Российской Федерации через свободные и конкурентные выборы. Сегодня становится актуальным ретроспективный анализ степени демократизации общества и влияние избирательных технологий на результаты выборов. Исследуется проблема о демократизации внутрипартийной жизни и подготовки новых политических лидеров в разные периоды политической жизни в контексте трансформации пропорциональной и смешанной избирательных систем. Авторы статьи полемизируют с некоторыми исследователями этих проблем по поводу соотношения понятий «партийно-электоральная агрегация» и «политическая конкуренция». В плане дальнейшей научной дискуссии ставится вопрос о том, насколько современная партийная система России и сложившаяся избирательная система соответствуют конституционным нормам о свободных, альтернативных и конкурентных выборах, обеспечивают политическое многообразие, развитие многопартийности и способствуют дальнейшему развитию российской государственности и стабильности политической системы общества. Такие вопросы, видимо, возникают еще и потому, что политический процесс в современной России носит динамичный и ярко выраженный трансформационный характер.
Ключевые слова: политическая система России, политическая стабильность, эффективность государства, централизация системы государственной власти, партийно-электоральная агрегация, политическая конкуренция, политическое многообразие, многопартийность, избирательная система, цифровизация избирательного процесса, политические манипуляции.